BriefEducation
Образование: теория и практика » Современный учитель — специалист или бакалавр

Современный учитель — специалист или бакалавр

Страница 2

Следует также помнить о наличии существенного обстоятельства, важность которого не всегда учитывается. Привлекательная и продуктивная система профессиональной "доводки" бакалавра до уровня специалиста в процессе практической деятельности вряд ли реализуема в чистом виде, по крайней мере в обозримые сроки, в отечественном образовании. Дело в том, что в противоположность западным аналогам в российской школе нет вспомогательных должностей педагогического персонала (тьюторы, помощники учителя и т.п.), статус которых при выполнении определенных условий повышается до уровня учителя-специалиста. Кроме того, отсутствуют и независимые службы сертификации специалистов, создание и апробация которых в ближайшей перспективе маловероятны.

Приведенные соображения свидетельствуют, что переход к массовой университетской подготовке педагогов-бакалавров потребует кардинальной модернизации системы отечественного образования и переосмысления роли и функций школьного учителя. Хочется надеяться, что обоснованность подобных мероприятий будет подтверждена серьезными теоретическими и экспериментальными исследованиями.

Оставляя решение правовых вопросов юристам, специализирующимся в области образования, следует признать наличие вполне реальных оснований для серьезной обеспокоенности по поводу возможного снижения профессионального уровня учителя-практика. Справедливость данного тезиса может быть проиллюстрирована сравнительным анализом сходных параметров госстандартов подготовки учителя-специалиста по конкретной специальности и соответствующего ей направления подготовки педагога-бакалавра. С учетом высокой степени унификации государственных стандартов высшего педагогического образования полученные данные вполне можно рассматривать в качестве реального приближения для оценки ситуации в целом.

Рассмотрим проблему па примере специальности 030600 "Технология и предпринимательство" и соответствующего направления 540500 "Технологическое образование". Достаточным основанием данного выбора, так же как и достоверности результатов сравнения, является, по мнению автора, его почти четвертьвековой опыт участия в создании практически всех государственных учебных планов и стандартов подготовки учителей данного профиля и проведения многочисленных экспертиз в области технологического образования, а также разработка в начале 90-х гг. прошлого века одного из первых учебных планов подготовки бакалавров технологического образования.

Сравнение государственных стандартов подготовки учителя технологии и предпринимательства и бакалавра технологического образования свидетельствует о практически полной идентичности их общей структуры. Это касается порядка и названий разделов и подразделов данных документов. Оба стандарта определяют общую характеристику специальности (направления), требования к уровню подготовки абитуриентов, общие требования к основной образовательной программе выпускника, требования к обязательному минимуму ее содержания, условиям ее реализации и уровню подготовки выпускника, сроки освоения основной образовательной программы.

Отмеченное подобие распространяется и на содержание рассматриваемых стандартов. Так, разделы, определяющие требования к уровню подготовки абитуриента, общие требования к основным образовательным программам выпускников, требования к срокам и условиям их освоения и реализации практически текстуально совпадают. Естественные различия в квалификационных характеристиках выпускников и требованиях к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ подготовки учителя технологии и предпринимательства и бакалавра технологического образования предопределены самостоятельностью соответствующих образовательных полей. Вместе с тем анализ стандартов свидетельствует о значительной степени их взаимного перекрытия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru