BriefEducation
Образование: теория и практика » Современный учитель — специалист или бакалавр

Современный учитель — специалист или бакалавр

Страница 4

Сравнение содержания образовательных программ, регламентируемых рассматриваемыми стандартами, свидетельствует о полной идентичности циклов общих гуманитарных и социально-экономических, общих математических, естественнонаучных и факультативных дисциплин. Это касается их объема (1500 ч, 1000 ч, 450 ч соответственно), перечня изучаемых дисциплин и содержания соответствующих дидактических единиц. Таким образом, 40% общего объема теоретической подготовки бакалавра технологического образования и 33,2% — учителя технологии и предпринимательства полностью совпадают.

Дальнейшее сравнение требует предварительного уточнения. Речь идет о том, что в рассматриваемых стандартах нормирование профессиональной подготовки выпускников осуществляется по несколько отличным схемам. В стандарте подготовки учителя технологии и предпринимательства выделяются циклы общепрофессиональных дисциплин и дисциплин предметной подготовки. При этом в последнем предусматривается вариативный блок дисциплин специализации. В стандарт же подготовки бакалавра технологического образования входят циклы общепрофессиональных дисциплин направления и дисциплин профильной подготовки. В первом случае под дисциплинами общепрофессиональной подготовки понимаются психолого-педагогические и методические дисциплины, дополняемые учебными курсами основ медицинских знаний, физиологии, школьной гигиены и т.п. Во втором же к указанным дисциплинам добавляется ряд курсов общетехнического характера, относимых в стандарте подготовки учителя технологии и предпринимательства к предметным дисциплинам.

Отличается и способ обеспечения вариативности обучения. В предметном цикле подготовки учителя технологии и предпринимательства предусматривается выделение значительной по объему инвариантной составляющей, дополняемой вариативной специализацией. В профессиональной подготовке бакалавра технологического образования инвариантными являются лишь упомянутые курсы, вошедшие в цикл общепрофессиональных дисциплин направления, состав же профильных дисциплин определяется выбором профиля.

Общий анализ сравниваемых циклов профессиональной подготовки выпускников показывает, что, несмотря на отмеченные различия, их содержание в значительной степени подобно. Для количественного же сопоставления необходимо привести имеющиеся базы данных к единой "системе координат".

На наш взгляд, наиболее продуктивным в контексте обсуждаемой проблемы является выделение общепрофессионального и специально-профессионального компонентов подготовки будущего педагога. Подобный подход основывается на дуализме профессии учителя, неразрывно сочетающей педагогический и предметный аспекты. Таким образом, в самом общем плане можно представить, что обще-профессиональный компонент подготовки отражает собственно преподавательскую сторону деятельности педагога, а специально-профессиональная составляющая, предусматривающая изучение необходимых фундаментальных и прикладных учебных дисциплин, — предметную. Определенный формализм предлагаемого деления вполне очевиден, но следует отметить, что неизбежная условность подобных определений оправдывается ясностью и однозначностью их применения.

Возвращаясь к обсуждаемому вопросу, проведем сначала сравнение общепрофессиональных компонентов подготовки учителя технологии и предпринимательства и бакалавра технологического образования. Обязательным минимумом подготовки первого предусматривается общий объем соответствующего цикла, равный 1600 ч, из которых на дисциплины федерального компонента (психологию, педагогику, методику преподавания предмета, безопасность жизнедеятельности и т.п.) отведено 1280 ч. Оставшиеся 320 ч предназначены для реализации дисциплин вузовского компонента и курсов по выбору студента. Соответствующий общий объем психологических, педагогических, методических дисциплин, предусмотренных федеральным компонентом цикла общепрофессиональных дисциплин направления "Технологическое образование" составляет 1136 ч. Небольшое различие в приведенных показателях объясняется тем, что в перечень дисциплин федерального компонента общепрофессиональной подготовки бакалавра технологического образования не включен ряд дисциплин, предусмотренных в аналогичной составляющей подготовки учителя технологии и предпринимательства: возрастная анатомия, физиология и гигиена, основы медицинских знаний и т.п.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Мультимедиа курсы как наиболее эффективные средства изучения дисциплин в вузах
Основным видом учебной деятельности, направленным на первичное овладение знаниями, является лекция. Применение информационных технологий позволяет изменить способы доставки учебного материала, традиционно осуществляемого во время лекций, с помощью специально разработанных мультимедиа курсов. Для ор ...

Определение слова, его значение и признаки слова
В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. Слово является основной единицей языка. Было предложено несколько сотен определений этой единицы, мы рассмотрим только некоторые из них. Д.Н. Шмелев считает, что слово - это такая единица язы ...

Тенденции развития инноваций в условиях модернизации образования
Специфика инновационной деятельности порождает определённый тип личности. В условиях модернизации школы мы всё чаще выделяем значимые черты современной личности: открытость экспериментам, инновациям, изменениям; планирование будущих действий для достижения целей, как в общественной, так и в личной ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru