BriefEducation
Образование: теория и практика » Современный учитель — специалист или бакалавр

Современный учитель — специалист или бакалавр

Страница 4

Сравнение содержания образовательных программ, регламентируемых рассматриваемыми стандартами, свидетельствует о полной идентичности циклов общих гуманитарных и социально-экономических, общих математических, естественнонаучных и факультативных дисциплин. Это касается их объема (1500 ч, 1000 ч, 450 ч соответственно), перечня изучаемых дисциплин и содержания соответствующих дидактических единиц. Таким образом, 40% общего объема теоретической подготовки бакалавра технологического образования и 33,2% — учителя технологии и предпринимательства полностью совпадают.

Дальнейшее сравнение требует предварительного уточнения. Речь идет о том, что в рассматриваемых стандартах нормирование профессиональной подготовки выпускников осуществляется по несколько отличным схемам. В стандарте подготовки учителя технологии и предпринимательства выделяются циклы общепрофессиональных дисциплин и дисциплин предметной подготовки. При этом в последнем предусматривается вариативный блок дисциплин специализации. В стандарт же подготовки бакалавра технологического образования входят циклы общепрофессиональных дисциплин направления и дисциплин профильной подготовки. В первом случае под дисциплинами общепрофессиональной подготовки понимаются психолого-педагогические и методические дисциплины, дополняемые учебными курсами основ медицинских знаний, физиологии, школьной гигиены и т.п. Во втором же к указанным дисциплинам добавляется ряд курсов общетехнического характера, относимых в стандарте подготовки учителя технологии и предпринимательства к предметным дисциплинам.

Отличается и способ обеспечения вариативности обучения. В предметном цикле подготовки учителя технологии и предпринимательства предусматривается выделение значительной по объему инвариантной составляющей, дополняемой вариативной специализацией. В профессиональной подготовке бакалавра технологического образования инвариантными являются лишь упомянутые курсы, вошедшие в цикл общепрофессиональных дисциплин направления, состав же профильных дисциплин определяется выбором профиля.

Общий анализ сравниваемых циклов профессиональной подготовки выпускников показывает, что, несмотря на отмеченные различия, их содержание в значительной степени подобно. Для количественного же сопоставления необходимо привести имеющиеся базы данных к единой "системе координат".

На наш взгляд, наиболее продуктивным в контексте обсуждаемой проблемы является выделение общепрофессионального и специально-профессионального компонентов подготовки будущего педагога. Подобный подход основывается на дуализме профессии учителя, неразрывно сочетающей педагогический и предметный аспекты. Таким образом, в самом общем плане можно представить, что обще-профессиональный компонент подготовки отражает собственно преподавательскую сторону деятельности педагога, а специально-профессиональная составляющая, предусматривающая изучение необходимых фундаментальных и прикладных учебных дисциплин, — предметную. Определенный формализм предлагаемого деления вполне очевиден, но следует отметить, что неизбежная условность подобных определений оправдывается ясностью и однозначностью их применения.

Возвращаясь к обсуждаемому вопросу, проведем сначала сравнение общепрофессиональных компонентов подготовки учителя технологии и предпринимательства и бакалавра технологического образования. Обязательным минимумом подготовки первого предусматривается общий объем соответствующего цикла, равный 1600 ч, из которых на дисциплины федерального компонента (психологию, педагогику, методику преподавания предмета, безопасность жизнедеятельности и т.п.) отведено 1280 ч. Оставшиеся 320 ч предназначены для реализации дисциплин вузовского компонента и курсов по выбору студента. Соответствующий общий объем психологических, педагогических, методических дисциплин, предусмотренных федеральным компонентом цикла общепрофессиональных дисциплин направления "Технологическое образование" составляет 1136 ч. Небольшое различие в приведенных показателях объясняется тем, что в перечень дисциплин федерального компонента общепрофессиональной подготовки бакалавра технологического образования не включен ряд дисциплин, предусмотренных в аналогичной составляющей подготовки учителя технологии и предпринимательства: возрастная анатомия, физиология и гигиена, основы медицинских знаний и т.п.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Открытость школы как условие подготовки старшеклассников к военной службе
Реализация идеи открытости школы как одного из ведущих принципов реформы школы начала 90-х годов опирается на результаты исследования среды. В диссертации Т.В. Менг показано, что представления о среде как факторе воспитания развивались в отечественной педагогике следующим образом: в 20-40 гг. среда ...

Разработка автоматизированной системы оценки качества деятельности преподавателей кафедры
В качестве объекта исследования выступает кафедра «Информационные системы в экономике» (ИСЭ). На протяжении многих лет она устойчиво занимает одно из ведущих мест среди аналогичных подразделений Алтайского государственного технического университета им. И.И.Ползунова. Кафедра ИСЭ ведет подготовку ин ...

Уточнение предмета о здоровье населения
Выделение социологии здоровья в самостоятельную субпредметную область предполагает определение ее предмета. Дело в том, что «здоровье населения» будучи достаточно разработанным в качестве научной категории, остается малоисследованным как социальный феномен, хотя ясно, что «понять и определить здоро ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru