BriefEducation
Образование: теория и практика » Процесс формирования гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности » Влияние игры на формирование гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Влияние игры на формирование гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Страница 4

Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое условие - это моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства. Роль игры в развитии чувств не исчерпывается игровыми отношениями. Реальные отношения между участниками совместной игровой деятельности также способствуют соподчинению и согласованию их действий, определяют подчинение их правилам. Поэтому насыщение отношений проявлением гуманных чувств способствует воздействию на эмоциональную сферу ребенка.

Отличие ролевых и реальных отношений в сюжетно-ролевой игре, заключается в том, что ролевые отношения отражают уровень обобщенных представлений дошкольников о сфере нравственных отношений между людьми, а в отношениях по поводу игры проявляется уровень нравственной воспитанности детей. При определении путей воздействия на нравственное развитие дошкольника следует учитывать особенности поведения, связанные с выполнением нормы каждой из двух игровых планов.

На побуждение гуманных чувств в сюжетно-ролевой игре можно рассчитывать, запрограммировав их проявление в игре. Это мнение ряда авторов, изучавших проблему правильного воспитания детей (В.К. Котырло, Л.Н. Прокошенко). Например, подобно тому, как продавцу предписывается быть вежливым с покупателями, медицинским работникам надлежит проявлять сочувствие и доброжелательность к больному. Но на содержании игры существенно не сказывается, вежлив ли продавец с покупателями или обходится сугубо деловым взаимодействием. Поэтому, по мнению В.К. Котырло и Л.Н. Прокошенко, правила культурного поведения вводятся в педагогически направленной игровой деятельности в ролевые требования, как обязательный атрибут игры. Что касается гуманных проявлений, то их тоже можно ввести в игру как обязательный элемент, от которого будет напрямую зависеть протекание всей игры.

Ребенок должен знать, что по условиям игры ему положено быть гуманным, владеть определенным набором средств для выражения доброжелательности, иметь внутреннюю готовность, стремиться к этому. Ведь если речь идет о чувствах, важно, чтобы в основе их проявлений лежало соответствующее переживание. Проектируя воздействие игры на воспитание гуманного отношения к окружающим людям не как частное проявление, а как свойство личности ребенка, приходится затрагивать более глубокие пласты его внутреннего мира - мотивационно-потребностную сферу, само сознание. Авторы считают, чтобы определить направление воспитательного влияния игры на гуманные проявления детей, нужно учитывать следующие три момента:

Функции игры в воспитании гуманных чувств детей. Нужно определить, входит ли внутренний мир ребенка, благодаря соответствующим содержательным характеристикам или ролевым предписаниям в игру.

Особенности гуманных проявлений детей в зависимости от их осведомленности о нравственных нормах и опыта реального поведения.

Особенности гуманных чувств детей в зависимости от содержания, ролевой ситуации и сюжетных характеристик игры

Страницы: 1 2 3 4 

Материалы по педагогике:

Проектное обоснование программы « Мир сказок »
Программа «Мир сказок» была разработана и апробирована в керамической студии гимназии № 6 г. Солнечногорска. Керамика является одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства с глубокими национальными корнями, формирующих эстетический и этический вкус ребенка, а также развивающих чувс ...

Задачи развития словесной памяти
В процессе обучения глухих необходимо помогать им овладеть запоминанием на длительный срок. Нужно следить не только за тем, чтобы запоминаемый материал был полностью понят детьми. Следует также, чтобы дети овладевали приемами произвольного запоминания. Пользование такими приемами облегчает последую ...

Открытость школы как условие подготовки старшеклассников к военной службе
Реализация идеи открытости школы как одного из ведущих принципов реформы школы начала 90-х годов опирается на результаты исследования среды. В диссертации Т.В. Менг показано, что представления о среде как факторе воспитания развивались в отечественной педагогике следующим образом: в 20-40 гг. среда ...

© 2021 Copyright www.briefeducation.ru