Таким образом, в различных исследованиях прослеживается:
социальный характер проблем формирования гуманных взаимоотношений;
раскрывается роль совместной детской деятельности в частности в игре;
необходимость овладения способами деятельности как условие формирования гуманных чувств и отношений.
Рассмотрев значение игровой деятельности в целом, обратим внимание на влияние сюжетно-ролевой игры на формирование гуманных взаимоотношений.
Анализ значения сюжетно-ролевой игры в формировании у детей гуманных чувств показывает: ни сам по себе сюжет, ни содержание игры не определяют проявления внимания и заботы, доброжелательности и эмоционального содействия другим. Сюжет может разворачиваться нейтрально, не затрагивая чувств детей. Игра выполняет функцию воспитания гуманных чувств, если стимулирует или побуждает соответствующее актуальное переживание.
Наиболее благоприятны такие игры, в которых гуманные проявления входят в ролевые предписания. Механизм влияния игры состоит не только в прямом воздействии на ребенка, но и выступает в неспецифической функции как средство воздействия, дополняющее или усиливающее другие, например, обучающие приемы.
Сюжетно-ролевая игра всегда отличается самобытной детской деятельностью, или, как принято говорить, формой детской самодеятельности. Сюжетно-ролевая игра может быть средством формирования у детей нравственных представлений вообще и гуманных чувств в частности, поскольку дети воспроизводят в ней человеческие взаимоотношения.
Структура творческой сюжетно-ролевой игры, согласно Д.Б. Эльконину включает следующие взаимосвязанные элементы: роли, которые берут на себя дети; игровые действия, посредством которых эти роли реализуются; игровые употребления предметов. Кроме того, в игре выделяют реальные отношения между играющими, которыми, в отличие от ролевых, определяется избирательность по отношению к партнерам.
Центральный момент игры, объединяющий все ее компоненты - роль, принимаемая на себя ребенком. Не изменяя внешней стороны деятельности ребенка, она перестраивает его действия, придает им общественный смысл, оказывает на него всестороннее развивающее воздействие.
Определяющим фактором является не сама игра, а то или иное содержание. Содержание вводится в игру через ее роль. Роль предполагает определенную систему действий, осуществляемых в условной ситуации или в воображаемом плане, что и является характерным свойством сюжетно-ролевой игры.
В игре старших дошкольников на первый план выступают отношения между людьми, общественный смысл труда, т.е. по известному выражению Л.С. Выготского, игра есть арифметика социальных отношений. В ней практически моделируются отношения, в которые вступают люди при выполнении своих общественных функций. Игра для детей единственное доступное средство ориентации в мотивах и моральных правилах взрослых. Функции роли и развертывание сюжета диктуются игровыми правилами, этими неписаными законами и четко обозначенными предписаниями.
Во всякой ролевой игре между ролью, игровыми действиями и ролевыми правилами существуют определенные отношения. Они изменяются в соответствии с возрастом детей.
Ролевое поведение детей в игре, по утверждению Д.Б. Эльконина, является сложно организованным. В нем есть образец, который с одной стороны, ориентирует, а с другой - выступает эталоном для контроля. В нем есть выполнение действий по образцу и сравнение их с образцом, т.е. контроль.
Среди психологов распространено мнение, что, основное воспитательное значение игры определяется тем, что играют дети сюжетом и что они отражают в своих играх в качестве центрального момента.
В работах Аркина Е.А., Усовой А.П., Жуковской Р.И. анализируется структура сюжетов детской игры, раскрывается возможность управлять сюжетом. Указывается, что при правильной организации ознакомления дошкольников с окружающей действительностью уже у младших детей сюжеты игр достаточно разнообразны. Одни и те же сюжеты в разных возрастных группах отличаются по своему содержанию. Если основное содержание игры малышей заключается в выполнении определенных действий с игрушками - в воспроизведении действий людей, детей среднего возраста - отношений между взрослыми, то у старших дошкольников содержанием становятся правила общественного поведения и общественные отношения между людьми. По утверждению Д.В. Менджерицкой, основной путь воспитания в игре - влияние на ее содержание, т.е. выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей, реализация игровых образцов.
Материалы по педагогике:
Экспериментальное изучение особенностей словесной
памяти у детей с нарушениями слуха
В данной работе был проведен двухмесячный (июль - август 2007 года) эксперимент по выявлению особенностей словесной памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. в условиях дошкольного образовательного учреждения. Эмпирическое исследование проводилось в старших группах ДОУ Комбинированно ...
Отдельные эпизоды из жизни семьи
Первые годы – самые трудные. Оставшись в Сибири, бабушкины родители привыкли к ней и полюбили. Сразу после войны, конечно, было очень трудно и голодно. Жили в маленькой квартирке в доме барачного типа. Не было вторых оконных рам чтобы утеплиться на зиму. Дров им, приезжим, взять было негде. Всё лет ...
Особенности развития познавательных психических процессов у детей дошкольного
возраста с ОНР
При нормальном речевом развитии дети к 5 годам. свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение ...