Оценивая педагогическую профессию как социальный институт, целесообразно сформулировать четыре основные идеи его развития в России: социальная функциональность (педагогическая профессия - обучающиеся); конкурентоспособность (педагогическая профессия - другие профессии); демократизация (педагогическая профессия - общество); непрерывное педагогическое образование (саморазвитие субъекта деятельности).
Социальную функциональность педагогической профессии мы рассматриваем с позиций понижения ее дисфункциональности и повышения качества удовлетворения социальных потребностей, ради которых она была создана и существует. В этом признаке профессии заложен внутренний, до конца не разрешаемый конфликт между формой адаптации педагога в обществе и характером его личностного самоопределения.
Конкурентоспособность педагогической профессии целесообразно оценивать с позиций рыночных отношений, как способность соревноваться с другими профессиями за высокий статусно-ролевой индекс, престижность на рынке профессий и специальностей. Для определения уровня конкурентоспособности педагогической профессии могут быть использованы характеристики ее социального положения: материально-бытовые условия (социально-экономическая конкурентоспособность), структура рабочего времени (конкурентоспособность структуры рабочего времени), карьерный рост (развитие профессиональной компетентности и карьеры).
Основанием для классификации социально-экономической конкурентоспособности педагогической профессии являются экономические параметры: заработная плата, орудия производства (обеспечение педагогов современными техническими и учебно-методическими средствами). В свою очередь, заработная плата делится на базовую (доведение минимальной заработной платы дипломированного педагога до среднего уровня по стране) и дополнительную (дифференциация заработной платы педагогов).
Демократизация педагогической профессии рассматривается как переход от авторитарной и единообразной системы организации педагогической деятельности к реальному созданию условий и возможностей для каждого учителя наиболее полно раскрыть свои возможности и способности, его социального признания в качестве самостоятельного субъекта педагогической культуры гуманистического типа.
Идея непрерывного педагогического образования, отражающая проблемы внутренней перестройки педагогической профессии, выражается в постепенном воспроизводстве и творческом обновлении, развитии и совершенствовании каждого учителя на протяжении всей профессиональной деятельности. Непрерывное образование может рассматриваться с позиций личности, учебно-воспитательного процесса, а также структуры самого образования. Его системообразующим фактором выступает не механическое соединение элементов, а глубокая интеграция всех образовательных подсистем и процессов.
Основные социальные условия развития педагогической профессии должны быть закреплены нормативно. Анализ многих существующих правовых актов в сфере образовательной политики дает основание полагать, что государство пытается отстраниться от решения проблем социально-экономического положения педагогической профессии и о конкурентоспособности педагогической профессии, ее достойном социально-экономическом положении речь пока всерьез не идет. А пока указанные выше проблемы, на практике сводятся к следующему:
Материалы по педагогике:
Программные средства, используемые для разработки мультимедиа курсов
На примере программных средств, используемые для мультимедиа курсов рассмотрим программу AutoPlay Media Studio. Интерфейс. Окно программы AutoPlay Media Studio 8.0.6.0 (рисунок ниже) можно условно разделить на шесть областей. Панель меню. Панель инструментов. Проводник проекта. Панель свойств объек ...
Теоретические основы социально-педагогической
поддержки
Гуманистическая направленность развития современного общества и образования призвана ставить в центр педагогических усилий личность ребенка. Нормативные документы указывают на то, что все дети, включая детей с особенностями в развитии, имеют равные права на получение качественного образования и вос ...
Развитие восприятия, воображения, памяти и речи ребенка
Психологи отмечают взаимосвязь всех этих психических функций. Л.С. Выготский писал: "В раннем возрасте господствует наглядное аффективно окрашенное восприятие, непосредственно переходящие в действие". А восприятие в дошкольном возрасте благодаря появлению опоры на прошлый опыт становится ...