BriefEducation
Образование: теория и практика » Роль и место педагогической профессии в современном обществе » Педагогическая профессия как социальный институт

Педагогическая профессия как социальный институт

Страница 1

Оценивая педагогическую профессию как социальный институт, целесообразно сформулировать четыре основные идеи его развития в России: социальная функциональность (педагогическая профессия - обучающиеся); конкурентоспособность (педагогическая профессия - другие профессии); демократизация (педагогическая профессия - общество); непрерывное педагогическое образование (саморазвитие субъекта деятельности).

Социальную функциональность педагогической профессии мы рассматриваем с позиций понижения ее дисфункциональности и повышения качества удовлетворения социальных потребностей, ради которых она была создана и существует. В этом признаке профессии заложен внутренний, до конца не разрешаемый конфликт между формой адаптации педагога в обществе и характером его личностного самоопределения.

Конкурентоспособность педагогической профессии целесообразно оценивать с позиций рыночных отношений, как способность соревноваться с другими профессиями за высокий статусно-ролевой индекс, престижность на рынке профессий и специальностей. Для определения уровня конкурентоспособности педагогической профессии могут быть использованы характеристики ее социального положения: материально-бытовые условия (социально-экономическая конкурентоспособность), структура рабочего времени (конкурентоспособность структуры рабочего времени), карьерный рост (развитие профессиональной компетентности и карьеры).

Основанием для классификации социально-экономической конкурентоспособности педагогической профессии являются экономические параметры: заработная плата, орудия производства (обеспечение педагогов современными техническими и учебно-методическими средствами). В свою очередь, заработная плата делится на базовую (доведение минимальной заработной платы дипломированного педагога до среднего уровня по стране) и дополнительную (дифференциация заработной платы педагогов).

Демократизация педагогической профессии рассматривается как переход от авторитарной и единообразной системы организации педагогической деятельности к реальному созданию условий и возможностей для каждого учителя наиболее полно раскрыть свои возможности и способности, его социального признания в качестве самостоятельного субъекта педагогической культуры гуманистического типа.

Идея непрерывного педагогического образования, отражающая проблемы внутренней перестройки педагогической профессии, выражается в постепенном воспроизводстве и творческом обновлении, развитии и совершенствовании каждого учителя на протяжении всей профессиональной деятельности. Непрерывное образование может рассматриваться с позиций личности, учебно-воспитательного процесса, а также структуры самого образования. Его системообразующим фактором выступает не механическое соединение элементов, а глубокая интеграция всех образовательных подсистем и процессов.

Основные социальные условия развития педагогической профессии должны быть закреплены нормативно. Анализ многих существующих правовых актов в сфере образовательной политики дает основание полагать, что государство пытается отстраниться от решения проблем социально-экономического положения педагогической профессии и о конкурентоспособности педагогической профессии, ее достойном социально-экономическом положении речь пока всерьез не идет. А пока указанные выше проблемы, на практике сводятся к следующему:

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Работа с видеоматериалами на уроках истории в 7-9 классах
Одним из средств активизации познавательной мотивации обучающегося на уроках истории является учебно-исследовательская деятельность. Под учебно-исследовательской деятельностью следует понимать форму организации учебно-воспитательной работы, включающую постановку творческих, исследовательских задач ...

Протокол оценки расписания уроков в классе
Биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 -12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Начиная с 12 ч. работоспособность учащихся понемногу пада ...

Язык логики и его место в базовом курсе
Логика – наука, изучающая методы установления истинности или ложности одних высказываний на основе истинности или ложности других высказываний. Основы логики как науки были заложены в IV в. до н.э. древнегреческим ученым Аристотелем. Правила вывода истинности высказываний, описанные Аристотелем (си ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru