BriefEducation
Образование: теория и практика » Процесс формирования гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности » Влияние игры на формирование гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Влияние игры на формирование гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Страница 2

В.П. Залогина в своем исследовании указывает:

дети лишь под влиянием воспитания начинают замечать переживания другого ребенка и отзываются на них;

автор уточнила и обосновала методы и приемы воспитания дружеского детского коллектива в игре;

обратила внимание на то, что в ролевой игре есть два плана взаимоотношений: во-первых, изображаемые, возникающие в связи с сюжетом, ролью; во-вторых, реальные, имеющие место в период, когда дети затевают игру;

выдвинула важное положение о значении для дружеского единения детей, общность их интересов и коллективных переживаний в игре.

В работе З.В. Лиштван, посвященной воспитанию дружеских взаимоотношений в коллективных играх, подчеркивается роль ранее сложившихся в процессе воспитания личностных качеств и влияния на отношения детей в строительных играх уровня овладения деятельностью, в которой сотрудничают.

И. Кононова понимает игровое взаимодействие как поступки, совместные действия, а игровые взаимоотношения как личностную основу взаимодействия. Автор считает, что освоение способов взаимодействия со сверстниками помогает становлению таких взаимоотношений, как обоюдная симпатия, взаимопомощь, понимание эмоционального состояния партнера, что в свою очередь качественно меняет характер и содержание взаимодействия.

Автор дает характеристику игровым действиям по возрастам: "Приобретение опыта совместной практической деятельности, в процессе которой дети усваивают навыки организованного поведения, совместного труда и согласованность действий в игре на основе общего замысла, содействует развитию активности, инициативы, уверенности в своих силах. Однако, еще нередки конфликты, неумение сговариваться, распределять роли в игре.

К 6-ти годам проявляется, а к 7-ми крепнет особый интерес детей к общественно направленной трудовой деятельности, содержательным творческим играм, где ребята получают знания об общественных явлениях. Совместная деятельность доставляет много общих переживаний, сближающих детей, изменяется и характер взаимоотношений дошкольников. Ребенок 6-7 лет в большинстве случаев играет не один: "мирное соседство" перерастает в устойчивое содружество. Радость совместной игры рождает новые отношения между детьми - товарищество и дружбу. Ребенок как личность развивается в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, в том числе игровой; причем, если она правильно организована, то оказывает положительное влияние на формирование взаимодействий и взаимоотношений между детьми".

При изучении особенностей взаимодействий между детьми старшего дошкольного возраста в игровой деятельности И. Кононова, прежде всего, обращает внимание на типы побуждений к игровому взаимодействию, способы его установления и содержания.

Автор выявила три типа побуждений к игровому взаимодействию:

интерес к игрушкам и игровым действиям сверстников;

симпатии детей друг к другу;

интерес к роли.

В начале возникает интерес к игрушке в руках другого ребенка и игровым действиям, осуществляемым с ней, причем для детей этого возраста этот тип побуждений к взаимодействию по прежнему является доминирующим, а в дальнейшем наряду с ним значительную роль начинают играть два других типа - взаимные симпатии и интерес к принятию роли.

Интерес к игрушкам и игровым действиям с ними создает возможность для взаимообмена игровым опытом. Симпатии друг к другу позволяют понять действия сверстников и согласиться с ними, а интерес к роли, принятие ее ребенком изменяет характер взаимодействия между детьми так, требует от них умения вести ролевой диалог с партнером, менять содержание речевого взаимодействия (если партнеров по игре несколько), согласовывать свои действия.

И. Кононова выделяет некоторые различия в игровых взаимодействиях мальчиков и девочек. Взаимодействия, возникающие между девочками, более устойчивы и длительны. Игровые взаимоотношения между ними окрашены положительными эмоциями.

Сюжеты игр мальчиков сложнее и разнообразнее, чем у девочек. Для мальчиков характерно противоречие между желанием передать имеющиеся у них представления о роли и не владением способами их передачи и согласования своих желаний с желаниями партнеров по игре.

По мнению И. Кононовой основу взаимоотношений составляет умение взаимодействовать, а между тем дети 6-го года жизни осваивая способы взаимодействия, испытывают определенные сложности при установлении контактов, при согласовании собственных действий с действиями партнеров, при вступлении в диалог.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Основные факторы, влияющие на выбор инструментальной среды для разработки компьютерных средств обучения
Для разработки компьютерных средств обучения используются различные программы, которые обычно называются инструментальными средами (ИС). Степень совершенства той или иной ИС определяется возможностями по вводу, редактированию, компоновке учебного материала, включая современные средства мультимедиа ...

Сущность метода круговой тренировки
На протяжении всей своей работы в школе комплексно использую различные методы и приемы, но предпочтение отдаю методу круговой тренировки, так как считаю, что этот метод наиболее эффективен для решения цели всестороннего развития основных двигательных качеств учащихся. Круговая тренировка, осуществл ...

Психологические особенности развития детей шести лет
Многочисленные исследования ученых, физиологов, психологов, педагогов, практический опыт ученых-новаторов позволили прийти к выводу о возможности и необходимости обучения детей с шести лет. Это возраст, с которого целесообразно начинать систематическое обучение. Познавательная сфера шестилетних дет ...

Разделы

© 2018 Copyright www.briefeducation.ru