BriefEducation
Образование: теория и практика » Теоретический аспект изучения проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье » Способы и приемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье

Способы и приемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье

Страница 1

Семья - это единственная социальная группа, приспособившаяся к многочисленным сменяющим друг друга событиям в такой небольшой временной промежуток и в таком небольшом жизненном пространстве. По определению В.В. Столина, семья - это "открытая система, подверженная внешним и внутренним воздействиям", и, по его утверждению, она "должна учитывать в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия". Одной из основных функций семьи является то, что семья служит источником развития личности для всех входящих в нее членов.

Семья является источником развития личности лишь в том случае, если она сама развивается. Общение с родителями в семье у детей старшего дошкольного возраста обусловлено разными видами деятельности: хозяйственно-бытовой, трудовой и др. Родителя общаются с малышом постоянно, организуют их игры, знакомят детей с речью авторов художественных произведений во время чтения. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в семье целиком зависит от качества речи родителей.

Как наш, так и зарубежный опыт с убедительностью свидетельствует о том, что оптимальной ситуацией для развития связной речи ребенка является его нахождение в семье при условии, что родители с готовностью включаются в процесс развития речи своих детей. Существует достаточно обоснованное утверждение о более высоких воспитательных возможностях расширенной семьи по сравнению с нуклеарной.

Это мнение базируется на особенностях образа жизни в каждой из указанных семейных групп. Известно, что в семьях с несовершеннолетними детьми (т.е. в семьях, напрямую осуществляющих воспитание как функцию) чаще всего оба родителя заняты в сфере общественного труда, т.е. зарабатывают деньги. Отсюда крайне ограниченные возможности родителей для общения с детьми и решения воспитательных задач.

Присутствие дедушек и бабушек в расширенной семье позволяет компенсировать этот недостаток за счет каждодневных непосредственных контактов детей с представителями старшего поколения.

В семейном воспитании должны решаться общепедагогические задачи, но средства их решения будут специфическими. Одной из важнейших забот семьи является забота о его комфортном самочувствии.

Ребенок должен знать, что со стороны родителей он всегда найдет помощь и поддержку, что родители уверены в его возможностях, что они вместе с ним переживают его проблемы, радуются его успехам и удачам, сочувствуют его неудачам, рассматривая их как временное явление. Недопустимо порицание ребенка за неуспехи в агрессивных оценках.

Важной заботой семьи должна стать забота о раскрытии индивидуальных задатков, склонностей, речевых способностей ребенка. Природный дар речи есть у каждого ребенка, и важно, чтобы он был замечен и стал опорой в развитии связной речи детей.

Способности к речи, как известно, проявляются в деятельности. Поэтому ребенку необходимо предоставить возможность иметь более широкий выбор видов деятельности (конструирование, шитье, рисование). Дети старшего школьного возраста особенно нуждаются в содержательной жизни. Важно, чтобы свободное время было заполнено интересными для каждого из них делами.

Семья должна заботиться о духовной жизни ребенка, расширять его кругозор, создавать ощущение полноты, насыщенности, радости бытия. С раннего детства ребенку нужно открыть радость быть зрителем, слушателем, читателем. В семье необходимо большое внимание уделять приобщению ребенка к чтению, воспитанию у него любви к книге.

Необходимо, чтобы усилия воспитателей детского учреждения, которое посещает ребенок, поддерживались в семье. К сожалению, сложилась порочная практика: как только ребенок поступает в ДОУ, некоторые родители перестают с ним заниматься, считая это обязанностью профессионалов. Родители должны продолжать заниматься развитием речи детей до тех пор, пока у них существует такая потребность.

Для совершенствования речевых умений ребенка можно предлагать рассказать или пересказать смешной сюжет с постепенной передачей функции рассказчика ребенку. Желательно, чтобы совместные занятия, как и просмотр кино - фильмов, спектаклей, телепередач, дополнялось последующим обсуждением прочитанного, увиденного. Беседы детей с родителями должны постоянно иметь место, именно в них формируется культура речи. При этом важно не допускать порочной практики, когда родители назидательным тоном задают вопросы, а дети односложно отвечают. Официальный тон в общении родителей с ребенком противоестествен.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Роль взрослого в формировании у дошкольников гуманных чувств
Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главное направление в методике - проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку) ...

Контрольное исследование качества умений и навыков учащихся в решении составных задач
Задачи контрольного эксперимента: - Выяснить с помощью срезовой контрольной работы уровень умения решать составные задачи каждого ученика; - Выяснить с помощью контрольной работы умение детей преобразовывать задачи; По окончании формирующего эксперимента нами были проведены ещё 3 контрольных работы ...

Праздник в школьном музее русской культуры
Все больше в жизнь музея входят музейные праздники, являющиеся одной из перспективных форм работы с посетителями. Музейный праздник в школе рассматривается сегодня как гибкая и эффективная педагогическая система приобщения детей к сокровищам народной культуры. Школьный музей становится таким центро ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru