BriefEducation
Образование: теория и практика » Теоретический аспект изучения проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье » Способы и приемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье

Способы и приемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье

Страница 1

Семья - это единственная социальная группа, приспособившаяся к многочисленным сменяющим друг друга событиям в такой небольшой временной промежуток и в таком небольшом жизненном пространстве. По определению В.В. Столина, семья - это "открытая система, подверженная внешним и внутренним воздействиям", и, по его утверждению, она "должна учитывать в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия". Одной из основных функций семьи является то, что семья служит источником развития личности для всех входящих в нее членов.

Семья является источником развития личности лишь в том случае, если она сама развивается. Общение с родителями в семье у детей старшего дошкольного возраста обусловлено разными видами деятельности: хозяйственно-бытовой, трудовой и др. Родителя общаются с малышом постоянно, организуют их игры, знакомят детей с речью авторов художественных произведений во время чтения. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в семье целиком зависит от качества речи родителей.

Как наш, так и зарубежный опыт с убедительностью свидетельствует о том, что оптимальной ситуацией для развития связной речи ребенка является его нахождение в семье при условии, что родители с готовностью включаются в процесс развития речи своих детей. Существует достаточно обоснованное утверждение о более высоких воспитательных возможностях расширенной семьи по сравнению с нуклеарной.

Это мнение базируется на особенностях образа жизни в каждой из указанных семейных групп. Известно, что в семьях с несовершеннолетними детьми (т.е. в семьях, напрямую осуществляющих воспитание как функцию) чаще всего оба родителя заняты в сфере общественного труда, т.е. зарабатывают деньги. Отсюда крайне ограниченные возможности родителей для общения с детьми и решения воспитательных задач.

Присутствие дедушек и бабушек в расширенной семье позволяет компенсировать этот недостаток за счет каждодневных непосредственных контактов детей с представителями старшего поколения.

В семейном воспитании должны решаться общепедагогические задачи, но средства их решения будут специфическими. Одной из важнейших забот семьи является забота о его комфортном самочувствии.

Ребенок должен знать, что со стороны родителей он всегда найдет помощь и поддержку, что родители уверены в его возможностях, что они вместе с ним переживают его проблемы, радуются его успехам и удачам, сочувствуют его неудачам, рассматривая их как временное явление. Недопустимо порицание ребенка за неуспехи в агрессивных оценках.

Важной заботой семьи должна стать забота о раскрытии индивидуальных задатков, склонностей, речевых способностей ребенка. Природный дар речи есть у каждого ребенка, и важно, чтобы он был замечен и стал опорой в развитии связной речи детей.

Способности к речи, как известно, проявляются в деятельности. Поэтому ребенку необходимо предоставить возможность иметь более широкий выбор видов деятельности (конструирование, шитье, рисование). Дети старшего школьного возраста особенно нуждаются в содержательной жизни. Важно, чтобы свободное время было заполнено интересными для каждого из них делами.

Семья должна заботиться о духовной жизни ребенка, расширять его кругозор, создавать ощущение полноты, насыщенности, радости бытия. С раннего детства ребенку нужно открыть радость быть зрителем, слушателем, читателем. В семье необходимо большое внимание уделять приобщению ребенка к чтению, воспитанию у него любви к книге.

Необходимо, чтобы усилия воспитателей детского учреждения, которое посещает ребенок, поддерживались в семье. К сожалению, сложилась порочная практика: как только ребенок поступает в ДОУ, некоторые родители перестают с ним заниматься, считая это обязанностью профессионалов. Родители должны продолжать заниматься развитием речи детей до тех пор, пока у них существует такая потребность.

Для совершенствования речевых умений ребенка можно предлагать рассказать или пересказать смешной сюжет с постепенной передачей функции рассказчика ребенку. Желательно, чтобы совместные занятия, как и просмотр кино - фильмов, спектаклей, телепередач, дополнялось последующим обсуждением прочитанного, увиденного. Беседы детей с родителями должны постоянно иметь место, именно в них формируется культура речи. При этом важно не допускать порочной практики, когда родители назидательным тоном задают вопросы, а дети односложно отвечают. Официальный тон в общении родителей с ребенком противоестествен.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Отдельные эпизоды из жизни семьи
Первые годы – самые трудные. Оставшись в Сибири, бабушкины родители привыкли к ней и полюбили. Сразу после войны, конечно, было очень трудно и голодно. Жили в маленькой квартирке в доме барачного типа. Не было вторых оконных рам чтобы утеплиться на зиму. Дров им, приезжим, взять было негде. Всё лет ...

Методика обучения решению составных задач на нахождение четвертого пропорционального
Задача на нахождение четвертого пропорционального – это задача, в которой даны три величины, связанные прямо или обратно пропорциональной зависимостью, из них две переменные и одна постоянная, при этом известны два значения одной переменной величины и одно из соответствующих значений другой перемен ...

Виды тестов в обучении иностранным языкам
Как известно, для методики преподавания языка характерно наличие так называемой «типологии заданий», которая представляет собой систему различных видов тестов, а также представлений о том, как они должны использоваться. Известно несколько видов тестов. Например, тесты, цель которых состоит в опреде ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru