BriefEducation
Образование: теория и практика » Теоретический аспект изучения проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье

Теоретический аспект изучения проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье

Речь представляет собой сложную систему, которая включает в себя внутреннюю речь и внешнюю речь. В свою очередь внешняя речь подразделяется на устную и письменную. Устная диалогическая речь - это речь, произносимая вслух, беседа между двумя собеседниками. В отличие от других видов речи, она характеризуется тем, что непосредственно обращена к собеседнику и служит общению людей. Основная функция диалогической речи - это общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Ребенок без речевых патологий в 6-7 лет уже способен общаться на уровне контекстной речи - той самой речи, которая достаточно точно и полно описывает то, о чем говориться, и поэтому вполне понятна без непосредственного восприятия самой обсуждаемой ситуации.

Перед современными родителями стоит задача - создать условия для полноценного формирования связной речи как компонента гармоничного речевого общения. И одним из важных условий выступает непосредственное участие родителей в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста. В значительной мере это связано с сензитивностью периода - дошкольное детство. Развитие связной речи в семье является основополагающим принципом семейной педагогики. Многое в этом направлении уже сделано.

Формирование связной речи ребенка старшего дошкольного возраста - область речевого развития, на долгие годы приковавшая к себе пристальное внимание таких известных исследователей лингвистики и психологии, как А.Н. Кэдзен, А.Н. Гвоздев, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Д. Слобин, Дж.С. Брунер, С.Л. Рубинштейн. Интерес к формированию связной речи понятен, ибо чудо постижения малышом системных связей языка - наглядное свидетельство его природной одаренности, лингвистической гениальности. В детской психологии существуют особые нормативы развития связной речи, которые многократно перерабатывались и дополнялись коллективом ученых под руководством профессора Н.М. Аксариной (3-й год жизни - Э.Л. Фрухт, 4-й год жизни - К.П. Печора, 5-й год жизни - Г.В. Пантюхина). Изучением проблемы участия родителей в развитии связной речи дошкольников занимались такие специалисты, как М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Т.А. Репина, А.В. Петровский и др. Но достигнутые результаты в решении выделенной проблемы не получили должного теоретического осмысления, поскольку не разработано целостное представление о специфике, дидактических условиях, принципах и методах организации развития связной речи у детей в условиях семьи.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что своевременное развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. На современном этапе существует острая практическая необходимость определить основные направления развития речи детей старшего дошкольного возраста в семье, обосновать роль в формировании связной речи ребенка. Этим обусловлен выбор темы исследования: "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье".

Объект - процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи.

Предмет - методы и средства эффективного развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи.

Цель - проанализировать особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в семье.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:

1. Изучить теоретические концепции развития связной речи у детей с ОНР II уровня в трудах отечественных специалистов.

2. Обосновать специфику старшего дошкольного возраста как сенситивного периода развития связной речи ребенка.

3. Определить способы и приемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье.

Далее задачи и вторая часть введения будут строится в соответствии с вашей второй главой

Материалы по педагогике:

Формы и методы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования
Развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Одним из основных условий развития творческих способностей на занятиях в учреждении дополнительного образования, является, создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений. Главное на пути создания такой ...

Методика комплексного использования средств наглядности в обучении аудированию
Использование наглядных средств, для создания у учащихся образных представлений и для формирования понятий, для понимания отвлечённых связей и зависимостей - одно из важнейших положений дидактики, основанной на методологии диалектического материализма. Ощущение и понятие - различные ступени единого ...

Компоненты предметной области электронного практикума для дисциплины «Операционные системы среды и оболочки»
Современный электронный учебник (ЭУ) – учебное электронное издание, содержащее системное и полное изложение учебного предмета или его части в соответствии с программой, поддерживающее все звенья дидактического цикла процесса обучения, являющееся важным компонентом индивидуализированной активно-деят ...

Разделы

© 2018 Copyright www.briefeducation.ru