А. Вы — дочь (сын). У вас прекрасные успехи в спорте (в музыке и т. п.). Ваш тренер (учитель) предсказывает вам большое будущее. Вы учитесь в IX классе, и учеба отнимает у вас много времени. Вы бы хотели оставить школу после IX класса и заняться только своим любимым видом спорта (музыкой и т. п.). Ваши родители против. Успокойте их, скажите, что вы будете посещать вечернюю школу и таким образом получите обязательное среднее образование.
Б. Вы — отец (мать). У вашей дочери (сына) неплохие спортивные результаты. Она (он) хочет после IX класса бросить школу и заняться только своим любимым делом. Посоветуйте ей (ему) этого не делать.
По окончании работы над темой «Спорт» неплохо предложить учащимся «проектные» задания, широко используемые в зарубежной методике. Такие задания могли бы повысить мотивированность речевых высказываний, так как они дают возможность учащимся говорить и писать о вещах, важных в их собственной жизни. Например:
1. Проинформируйте своих одноклассников о спортивных мероприятиях, которые будут показаны по телевидению на этой неделе (в этом месяце}.
2. Подготовьте плакат (коллаж) по теме «Спорт». Поместите туда картинки, небольшие тексты, высказывания, касающиеся ваших любимых видов спорта.
3. Можно также написать собственные тексты о наиболее известных спортсменах, о спортивных неудачах, нашумевших скандалах, описать эпизоды из личной жизни известных спортсменов, рассказать о спортивных мероприятиях школы, класса, группы и т. д.
Наша практика показала, что использование текста в качестве основы для обучения личностно-ориентированному общению ведет к повышению мотивации обучения иностранным языкам, увеличению эффективности чтения, более прочному усвоению языкового материала, а также помогает учащимся овладеть опытом такого общения.
Известно, что социальная, духовная, социально-моральная и физическая зрелость приходят к человеку не одновременно. Достаточно войти в современный десятый класс, чтобы рядом с гигантом-баскетболистом увидеть скромную фигурку юноши: по данным физиологов разница в физическом развитии у сверстников достигает иногда 2—3-х лет. В то время как физиологически и интеллектуально человек уже сформировался, путь к обретению самостоятельности, зрелости еще долог. Это противоречие в личности современного старшеклассника требует к себе пристального внимания учителя.
Каждый старшеклассник — это противоречивое единство детскости и взрослости. В нем еще многое — от старшего подростка, но чрезвычайно важно увидеть и понять различные проявления его взросления, особенности юношеского возраста, чтобы создать условия для реализации зарождающего-ся нового, для становления личности.
В ранней юности (а она начинается в 15—16 лет, т. е. в 9-м классе) психические процессы приобретают качественное своеобразие, и нельзя обучать и воспитывать без учета происшедших и происходящих изменений в психике учащихся. Учителю следует определить и соответствующие формы воздействия, и характер требований, и способы общения, и приемы работы, и характер заданий, и многое другое. Можно сказать, что в целом меняется стратегия отношения к учащимся.
Что же определяет такие изменения? Конечно же, совокупность тех черт и свойств, которые присущи старшекласснику как представителю юношеского возраста.
Центральным психологическим процессом юношеского возраста является развитие самосознания. Старшеклассник уже придерживается определенных принципов поведения, имеет образ собственного «я» и все свои поступки сверяет с этими принципами и этим образом. Поэтому личность старшеклассника следует принимать всерьез, найти в себе достаточно такта и понимания для гибкого подхода к оценке всех проявлений деятельности ученика.
Старшеклассники стремятся найти признание своей взрослости, утвердить ее, иногда любыми средствами. В связи с этим меняется даже такая «деталь» в поведении учителя, как обращение к ученику на «вы».
Старшеклассник много пробует, желая реализовать себя в том или ином виде деятельности. Разные учащиеся отдают предпочтение разным видам деятельности: умственной, физической, общению, общественной работе. В этом отчетливо выражена дифференциация интересов, присущая данному возрасту.
Часто старшеклассник довольно быстро остывает к одному виду деятельности, сменяя его другим. И здесь очень важно заметить, что в этом проявляется не диффузность его интересов (как раньше), а стремление выбрать такой вид деятельности, который предоставляет ему больше возможностей для проявления его самостоятельности.
Если иметь в виду сугубо учебную сторону дела, то следует сказать, что процесс обучения в старших классах тем более ценен, чем больше он насыщен подготовкой к самообразованию (как в будущем, так и в настоящем). Именно поэтому в учебник обычно включаются различные приложения и разделы, способствующие подготовке к самообразованию.
Материалы по педагогике:
Открытость школы как условие подготовки старшеклассников к военной службе
Реализация идеи открытости школы как одного из ведущих принципов реформы школы начала 90-х годов опирается на результаты исследования среды. В диссертации Т.В. Менг показано, что представления о среде как факторе воспитания развивались в отечественной педагогике следующим образом: в 20-40 гг. среда ...
Методика оценки эффективности воздействия
выполнения домашнего задания по физкультуре на развитие ребенка
Первоначально было проведено знакомство со специальной литературой для приобретения информации о том, какое воздействие оказывает школа в целом, школьная нагрузка, режим школьника на здоровье подростка. Для оценки состояния здоровья учащихся и выявления факторов, влияющих на него в нашей школе, был ...
Понятие о сказке
"Сказки – не только радость творчества, но и орудие в борьбе за существование… сказка давала и дает лишний пай в артели, лишний стакан водки в "беседе", ночлег и ужин. Сказкой же какой-нибудь скиталец-бедняк завоевал право на временное внимание и уважение". М.К. Азадовский Слово ...