BriefEducation
Образование: теория и практика » Методология проведения урока иностранного языка на старшей ступени обучения » Работа над текстом на старшей ступени обучения

Работа над текстом на старшей ступени обучения

Страница 5

А. Вы — дочь (сын). У вас прекрасные успехи в спорте (в музыке и т. п.). Ваш тренер (учитель) предсказывает вам большое будущее. Вы учитесь в IX классе, и учеба отнимает у вас много времени. Вы бы хотели оставить школу после IX класса и заняться только своим любимым видом спорта (музыкой и т. п.). Ваши родители против. Успокойте их, скажите, что вы будете посещать вечернюю школу и таким образом получите обязательное среднее образование.

Б. Вы — отец (мать). У вашей дочери (сына) неплохие спортивные результаты. Она (он) хочет после IX класса бросить школу и заняться только своим любимым делом. Посоветуйте ей (ему) этого не делать.

По окончании работы над темой «Спорт» неплохо предложить учащимся «проектные» задания, широко используемые в зарубежной методике. Такие задания могли бы повысить мотивированность речевых высказываний, так как они дают возможность учащимся говорить и писать о вещах, важных в их собственной жизни. Например:

1. Проинформируйте своих одноклассников о спортивных мероприятиях, которые будут показаны по телевидению на этой неделе (в этом месяце}.

2. Подготовьте плакат (коллаж) по теме «Спорт». Поместите туда картинки, небольшие тексты, высказывания, касающиеся ваших любимых видов спорта.

3. Можно также написать собственные тексты о наиболее известных спортсменах, о спортивных неудачах, нашумевших скандалах, описать эпизоды из личной жизни известных спортсменов, рассказать о спортивных мероприятиях школы, класса, группы и т. д.

Наша практика показала, что использование текста в качестве основы для обучения личностно-ориентированному общению ведет к повышению мотивации обучения иностранным языкам, увеличению эффективности чтения, более прочному усвоению языкового материала, а также помогает учащимся овладеть опытом такого общения.

Известно, что социальная, духовная, социально-моральная и физическая зрелость приходят к человеку не одновременно. Достаточно войти в современный десятый класс, чтобы рядом с гигантом-баскетболистом увидеть скромную фигурку юноши: по данным физиологов разница в физическом развитии у сверстников достигает иногда 2—3-х лет. В то время как физиологически и интеллектуально человек уже сформировался, путь к обретению самостоятельности, зрелости еще долог. Это противоречие в личности современного старшеклассника требует к себе пристального внимания учителя.

Каждый старшеклассник — это противоречивое единство детскости и взрослости. В нем еще многое — от старшего подростка, но чрезвычайно важно увидеть и понять различные проявления его взросления, особенности юношеского возраста, чтобы создать условия для реализации зарождающего-ся нового, для становления личности.

В ранней юности (а она начинается в 15—16 лет, т. е. в 9-м классе) психические процессы приобретают качественное своеобразие, и нельзя обучать и воспитывать без учета происшедших и происходящих изменений в психике учащихся. Учителю следует определить и соответствующие формы воздействия, и характер требований, и способы общения, и приемы работы, и характер заданий, и многое другое. Можно сказать, что в целом меняется стратегия отношения к учащимся.

Что же определяет такие изменения? Конечно же, совокупность тех черт и свойств, которые присущи старшекласснику как представителю юношеского возраста.

Центральным психологическим процессом юношеского возраста является развитие самосознания. Старшеклассник уже придерживается определенных принципов поведения, имеет образ собственного «я» и все свои поступки сверяет с этими принципами и этим образом. Поэтому личность старшеклассника следует принимать всерьез, найти в себе достаточно такта и понимания для гибкого подхода к оценке всех проявлений деятельности ученика.

Старшеклассники стремятся найти признание своей взрослости, утвердить ее, иногда любыми средствами. В связи с этим меняется даже такая «деталь» в поведении учителя, как обращение к ученику на «вы».

Старшеклассник много пробует, желая реализовать себя в том или ином виде деятельности. Разные учащиеся отдают предпочтение разным видам деятельности: умственной, физической, общению, общественной работе. В этом отчетливо выражена дифференциация интересов, присущая данному возрасту.

Часто старшеклассник довольно быстро остывает к одному виду деятельности, сменяя его другим. И здесь очень важно заметить, что в этом проявляется не диффузность его интересов (как раньше), а стремление выбрать такой вид деятельности, который предоставляет ему больше возможностей для проявления его самостоятельности.

Если иметь в виду сугубо учебную сторону дела, то следует сказать, что процесс обучения в старших классах тем более ценен, чем больше он насыщен подготовкой к самообразованию (как в будущем, так и в настоящем). Именно поэтому в учебник обычно включаются различные приложения и разделы, способствующие подготовке к самообразованию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Роль церкви в воспитании молодежи
Многие затрагивая подобную проблему говорят о том что когда-то раньше было лучше, потому - что люди были добрее, воспитаннее и духовно богаче. Если придерживаться этой точки зрения, то можно сказать, что чем дальше человечество уходит от Бога к цивилизации, тем скуднее становится его душа и разврат ...

Особенности формирования мотивации обучения в подростковом возрасте
Необходимо наметить самые общие, принципиальные пути формирования мотивации. Первый путь — его называют иногда путем «сверху вниз» — состоит в привитии школьникам идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы учения. На это направлена вся система нравственного воспитания в обществе, в школе. Зд ...

Из опыта работы школьных педагогов с родителями
Мы попытались изучить и проанализировать опыт школы по работе школьных педагогов с родителями. И пришла к выводу, что из многообразия форм установления контактов педагогов и родителей мною будет представлено родительское собрание и деловая игра. Опыт школы по оптимизации взаимоотношений педагогов и ...

Разделы

© 2018 Copyright www.briefeducation.ru