BriefEducation
Образование: теория и практика » Методика планирования и проведения уроков профессионального обучения » Примерный конспект урока профессионального обучения по теме «Хохломская роспись»

Примерный конспект урока профессионального обучения по теме «Хохломская роспись»

Страница 2

Нижегородское Заволжье – центр искусства хохломской росписи-край насыщенной истории и самобытной культуры.

Ученик:

Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко второй половине XYП века. Деревянная посуда с самых древних времен была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров и т.д.

В стародавние времена в дремучих заволжских лесах близ торгового села Хохлома первые поселенцы, скрывавшиеся от преследования, были «утеклецами», т.е. беглецами, укрывшимися здесь от гонений за «старую веру», от царского произвола, помещичьего гнета. Среди них были и художники-иконописцы, и мастера рукописной миниатюры. На скудной земле прокормиться крестьянским трудом было нелегко, и беглые люди приноровились расписывать деревянную посуду, которую здесь точили исстари местные мастера. Неведомая ранее роспись сказочно преобразила скромную кухонную утварь. В народе поговаривали, что расписывал художник свою посуду не простой, а волшебной кистью сплетенной из солнечных лучей. Яркая, праздничная посуда полюбилась не только жителям в округе, слава о ней разнеслась по всей Руси. Увидев хохломскую посуду, царь сразу же догадался, кто ее расписывает, и послал в заволжские леса стражников. Предупрежденный живописец успел скрыться, но он обучил премудростям необыкновенного ремесла местных жителей и оставил им краски и волшебную кисть. Таково старое предание о зарождении яркого и самобытного искусства хохломской росписи.

Учитель.

Технология промысла.

Оказывается, прежде чем стать золотой, «хохлома» бывает и серебряной и глиняной. Обо всех этих превращениях мы сейчас и поговорим. Посмотрите на первую из кружек. Это – «бельё». Сперва её сушат, а затем шлифуют – убирают все мелкие шероховатости специальной шкуркой или на станке, а затем уже она попадает к красильщику. Высушенное и отшлифованное изделие надо подготовить под роспись. Вначале его обмазывают льняным маслом, а затем особым составом – вапой или грунтом. Современные мастера называют наложение грунта – вапы грунтовкой. Вапа красновато – коричневого цвета, потому что в её состав входит глина. Обмазанная вапой кружка похожа на глиняную – под плотным слоем грунта совсем не видно дерева. Грунтованное изделие высушили в печи, затем отшлифовали, и поверхность его стала гладкой и глянцевитой. После этого кружку несколько раз обмазали олифой – так, чтобы пропитался грунт, и на поверхности его появилась липкая лаковая пленка. К этой пленке легко пристает полуда – измельченный в порошок металл. В старину полудой служило олово, а сейчас – алюминий, серебристый, легкий и дешевый материал. Втирание полуды называется лужением. Луженая кружка похожа на серебряную: полуда ровным слоем закрыла дерево, и, кажется, что кружка отлита из металла – она сияет матовым серебристым блеском. И только сейчас к ней может прикоснуться кисть мастера – красильщика. Художники работают ловко и старательно. Обычные их инструменты – тонкие кисточки, которые они часто делают сами из беличьих хвостов, «ляпушки» (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки, или гриб – дождевик) и небольшие баночки с красками. Итак, серебристая луженая кружка расписана. Художник – красильщик закончил свою работу и уже положил последний мазок краски. Ну а как же золото? Когда мерцающее холодным металлическим блеском изделие заиграет радостным золотым цветом? Этим последним таинством ведают лачила и печник. Раньше расписанное изделие покрывали несколькими слоями лака – олифы, а потом закаливали в печи при довольно высокой температуре. И сейчас лакированные вручную предметы закаливают в электропечи при температуре 160 – 180 градусов. Современные лачилы покрывают изделие синтетическим желтым лаком из пульверизаторов – пистолетов. Под пленкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становиться золотым.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Генетическое свойство юмора как средства снятия напряжения в воспитательном процессе
Юмор (англ.) - веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев; удаль, разгул иронии. Примерная классификация юмористических воспитательных приемов: - Намек - указание педагога на факт, сходный по смыслу с тем или иным поступко ...

Участники Болонского процесса
Болонская декларация не ставила условий для присоединения к процессу, но зато подтверждала приверженность принципам Сорбонской декларации, что закрепляло право на участие в процессе любых европейских стран. Для вступления в Болонский клуб стране-претенденту было достаточно сделать соответствующее з ...

Педагогические взгляды Демокрита
Демокрит был выдающимся древнегреческим философом-материалистом, создателем атомистической теории. По дошедшим до нас отрывкам его многочисленных сочинений можно видеть, что Демокрит разрабатывал все отрасли тогдашнего знания: известны его труды по философии, математике, физике, биологии, медицине, ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru