Инструменты и материалы. Виды изделий.
Обычные их инструменты – тонкие кисточки, которые они часто делают сами из беличьих хвостов, «ляпушки» (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки, или гриб – дождевик) и небольшие баночки с красками.
Хохломская роспись выполняется масляными красками.
Дерево удобный и доступный материал для создания предметов быта.
Сколько разнообразных предметов создают хохломские мастера: плошки и ложки, вазы, бокалы, тарелки, панно, но ещё и целые наборы посуды для кваса, компота и т.д., а также предметы мебели.
Демонстрация изделий хохломы.
Вопросы к классу. Ребята, посмотрите внимательно на эти изделия и скажите, какой орнамент здесь изображен? Но прежде давайте вспомним, что же означает слово орнамент?
Орнамент –
это украшение, узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.
Какие виды орнамента вы знаете? Ответы учеников.
Геометрический –
узор, состоящий из геометрических фигур (ромбы, круги и т.д.). Растительный – узор, состоящий из растительных элементов (цветы, травы, листья). Орнитоморфный –
узор, где основным мотивом является изображение образа птицы. Зооморфный – узор, где основным мотивом является изображение животных.
Молодцы.
Вопрос. А теперь подумайте, какие виды орнамента встречаются в хохломской росписи?
В хохломской росписи встречается растительный и орнитоморфный орнаменты.
Учитель. Теперь давайте посмотрим, какие цвета используют художники в хохломской росписи.
Продолжение просмотра презентации.
В хохломской росписи основные цвета красный и черный и совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки-приписок.
Виды хохломской росписи
Хохломская роспись бывает двух видов: верховое письмо и фоновое. Верховое письмо – это травная роспись, роспись «под листок». Фоновое письмо – это кудрина, роспись «под фон». (Показ примеров письма).
1. Верховое письмо
Верховое письмо выполняется по серебристому фону. «Травкой» в росписи называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками. Главные элементы «травинки» имеют свои названия: «завитки», «травинки», «осочки», «капельки», «усики», «кустики».
Самые маленькие и тонкие травинки называют – «осочки» «Травинки» рисуем сверху вниз без нажима. Нажим только в середине. Примкните кисть к бумаге, чтобы оставить след, это «капельки». «Завитки» – это то же, что и «усики» только уже с нажимом на кисть.
Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.
Травный орнамент. Все элементы орнамента располагаются на основном завитке (стебле, веточке). В орнаменте ритмично чередуются «травинки», «осочки», «усики», «листочки», «ягодки».
Роспись под листок. Разновидностью «травного» письма является роспись «под листок». Здесь уже вводится зеленый и желтый цвета, при рисовании листочков и красный традиционный при рисовании ягод (малины, рябины и т.д.).
2. Роспись «под фон»
Материалы по педагогике:
Методы и способы контроля и проверки по курсу «Трудовое обучение» в
современной отечественной начальной школе
Метод контроля – «это система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса». Эти действия «должны обеспечивать систематическое, полное, точное и операт ...
Организация опытно-экспериментальной работы в школе-интернате
№ 15 по формированию интонационной выразительности речи слабослышащих
школьников
Проведение историко-педагогического анализа проблемы обучения слабослышащих школьников, описанного в 1 главе дипломной работы, позволяет вычленить следующие теоретические положения организации опытно-экспериментальной работы по формированию интонационной выразительности речи как условия развития тв ...
Изобразительная деятельность, чтение – как средства духовного развития
дошкольников
Все что касается творчества, неразрывно связано с состоянием души творца. Когда, к примеру, мы рисуем, можно проследить что то, что получается на листе – по сути, отражает нашу внутреннюю: радость или грусть, спокойствие или тревогу. И наоборот, прикладывая усилия, получив радость в процессе творче ...