BriefEducation
Образование: теория и практика » Анализ проблемы эффективности коррекционного воздействия познавательных психических процессов у детей с общим недоразвитием речи 1 уровня » Задачи, содержание и методика занятий по развитию познавательных психических процессов у дошкольников с ОНР

Задачи, содержание и методика занятий по развитию познавательных психических процессов у дошкольников с ОНР

Страница 2

Теоретической и методологической основой коррекционного обучения являются положения, разработанные в советской дефектологии и логопедии (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский и др.):

1. Принцип развития, который состоит в анализе объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка.

2. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи.

3. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития, который раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов. Выявление этой связи лежит в основе воздействия на те психологические особенности детей с общим недоразвитием речи, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции речевой деятельности.

В основу всего процесса обучения детей должен быть положен принцип единства формирования речи и мышления на одном и том же познавательном материале.

С самых первых занятий используются варианты разных упражнений, направленные прежде всего на развитие у ребенка активного внимания, умения вслушиваться в обращенную к нему речь, выполнять задания на основе словесных конструкций. При этом уточняются значения ряда слов - названий предметов, действий, признаков. Важно, чтобы предметный словарь носил конкретный характер, а действия были наглядными, легко поддающимися демонстрации .

Основой для организации занятий по развитию речи служат постепенно расширяющиеся знания детей об окружающей жизни в соответствии с намеченной тематикой («Помещения детского сада», «Профессии людей», «Одежда», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи», «Фрукты» и т.д.). У детей закрепляется навык ориентировки в помещении детского сада. Воспитатель знакомит их с трудом обслуживающего персонала, с последовательностью отдельных трудовых операций, с некоторыми предметами труда.

Особое место в педагогическом процессе в группах для детей с общим недоразвитием речи занимают дидактические игры. Они имеют большое познавательное значение, так как расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия и т. д.

Любая дидактическая игра развивает внимание, в том числе к речи, наблюдательность, память, сообразительность.

В начале первого года обучения целесообразно проводить дидактические игры на различение (а затем и называние) цвета (красный, синий, желтый, зеленый), формы и величины предметов; на формирование числовых представлений (много, мало; больше, меньше); на различение неречевых звуков.

В ходе дидактических игр логопед развивает речевую активность детей, поощряет правильные ответы на поставленные вопросы, воспитывает выдержу. (Ребенок должен отвечать тогда, когда его спрашивают).

Дидактические игры проводятся логопедом со всей группой (вместо фронтального занятия), с подгруппой и индивидуально. В таких дидактических играх, как "Оденем куклу на прогулку", "Уложим куклу спать", "Покормим куклу обедом", участвуют все дети. В ходе этих игр дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию; потом дети переносят навыки, приобретенные в дидактической игре, в сюжетно-ролевую игру с куклой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Развитие стиля педагогической деятельности вуза
Деятельность преподавателя вуза относится к типу профессий, в которых не каждый человек может добиться нужной эффективности. Профессиональный труд преподавателя вуза обязательно должен содержать педагогический и исследовательский компоненты, но их взаимодействие зависит от ценностных ориентаций кон ...

Эффективность программы формирования эстетических чувств младших школьников с нарушением интеллекта средствами дидактической игры
После проведения цикла занятий по изобразительной деятельности был проведен итоговый контрольный эксперимент. По-прежнему ведущим методом диагностики являлось педагогическое наблюдение, целью которого было выявить уровень эстетической воспитанности каждого школьника. В результате были получены след ...

Формирование нравственной культуры учащихся УНПО как педагогическая проблема
Термин нравственность берёт своё начало от слова нравы. По-латыни нравы звучат как морас – мораль. Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своём поведении, в своих поступках. Толковый словарь русского языка даёт следующее определение нравственности: «Нравственность – это вну ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru