BriefEducation
Образование: теория и практика » Анализ проблемы эффективности коррекционного воздействия познавательных психических процессов у детей с общим недоразвитием речи 1 уровня » Задачи, содержание и методика занятий по развитию познавательных психических процессов у дошкольников с ОНР

Задачи, содержание и методика занятий по развитию познавательных психических процессов у дошкольников с ОНР

Страница 4

Рекомендуется включать в занятия задания, состоящие из 2-3 инструкций, правильное выполнение которых определяется бытовой ситуацией. Например: "Карандаши убери в коробку, кошелек в сумку, платок в карман". Дети должны не только понять содержание задания, но и запомнить его, а затем выполнить в соответствии со словесной инструкцией. После выполнения каждого задания логопед обязательно задает вопрос всем детям, правильно ли выполнено задание. Привлекая внимание всех детей к выполнению задания и оценке его результата, логопед постепенно воспитывает у ребят навык коллективной работы.

Различные формы обращений с привлечением кукольных персонажей, интересные увлекательные ситуации, разнообразные формы поощрений помогают создать у детей положительный эмоциональный настрой, вызвать у них желание отвечать не только действием, но и словом (звукосочетанием), т. е. подражать речи взрослого.

Поскольку у безречевых детей понимание грамматических отношений затруднено и они ориентируются лишь на лексические значения слов, детей учат различать обращение, адресованное одному ребенку и нескольким: сядь-сядьте, хлопай - хлопайте, прыгай - прыгайте и т.п.

Рассматривая вместе с детьми сюжетную картинку, логопед сам проговаривает изображенные на ней действия, а затем учит дошкольников слушать, понимать, дифференцировать вопросы типа: "Покажи, кто идет в школу; Куда идут девочки? Откуда возвращаются ребята?" Ответы детей ограничиваются показом.

На первом этапе обучения ребенка может иметь место "односторонний" речевой диалог, когда логопед задает вопрос и сам на него отвечает. Например: "Кто спрятался в волшебном мешочке и мяукает оттуда? Это киска. Киска мяукает - "мяу". Мы позовем к себе киску в гости: киска, кисонька, мяу-мяу. Кто знает, как мяукает киска?" При наличии хорошего эмоционального контакта с ребенком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания и положительной мотивации задания можно услышать первые подражания в виде звуковых комплексов (ту-ту, би-би, му-му, ко-ко, бум-бум, ам-ам и т. п.) и простых слов. Необходимо в процессе практической деятельности вызвать у ребенка потребность воспроизводить по подражанию доступные ему слова или хотя бы части слов.

Необходимо подчеркнуть, что на данном этапе логопедической работы основными задачами являются не постановка звуков и заучивание слов, правильно произносимых детьми, а накопление пассивного и активного словаря (независимо от произносительных возможностей ребенка), усвоение простейших грамматических форм и употребление вызванных слов в предложениях. Ребенок должен усвоить форму повелительного наклонения 2-го лица единственного числа глаголов, научиться выражать свои желания, просьбы ("Дай кубик"; "На шарик" и т.п.). Дети учатся строить предложения типа: обращение + повеление; обращение + повеление + существительное в винительном падеже. Например: Вова, иди; Тата, на мяч .

Логопед использует такие методические приемы, как просьба что-то дать, взять, положить, передать; задание закончить сказанное логопедом короткое предложение, используя в качестве зрительной опоры статичную картинку, предмет; закончить слово, сохраняя его слоговую структуру. Выученные слова требуют многократного повторения, включения их в состав предложений в форме винительного падежа. При этом вначале берутся существительные, у которых форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа (неси - ноле, носки, гриб, суп, мак и т.п.), а затем существительные, которые в винительном падеже имеют окончание -у (на, дай, возьми - куклу, вилку, чашку, палку, зайку и т.п.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Проблемы правового образования в современной школе
Целью правового образования является формирование правовой культуры школьников. Н.И. Элиасберг считает, что "компонентами правовой культуры являются: систематизированные научные знания о праве, законодательстве Российской Федерации, о реально существующем в обществе правопорядке, мерах его укр ...

Особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки
Впервые серьёзное внимание на существенные отличия микроорганизмов от растений и животных обратил немецкий учёный Э. Геккель. Он предложил выделить все микроорганизмы в самостоятельное царство Протиста (Protista) наряду с царством растений (Plantae) и царством животных (Animalia). Подразделение про ...

Пути формирования мотивации
Мотивацию как верный путь достижения успеха западные психологи изучают тщательнее других проблем. Знаток искусства общения с людьми Дейл Карнеги утверждает: на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать – заставить человека захотеть это сделать. Для того, чтобы учащийся по-настояще ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru