BriefEducation
Образование: теория и практика » Анализ проблемы эффективности коррекционного воздействия познавательных психических процессов у детей с общим недоразвитием речи 1 уровня » Задачи, содержание и методика занятий по развитию познавательных психических процессов у дошкольников с ОНР

Задачи, содержание и методика занятий по развитию познавательных психических процессов у дошкольников с ОНР

Страница 3

Дидактические игры "Узнай, кто говорит", "Угадай, что в мешочке", "Угадай, что я делаю", "Назови предметы синего (красного, желтого) цвета", "Скажи, что звучит", "Как кукушка кричит", "Как звенит колокольчик", "Угадай и скажи, кто как кричит" направлены на развитие фонематического слуха, уточнение знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражания и т.д. Усвоив на занятиях определенную последовательность действий, они должны затем самостоятельно в свободное от занятий время складывать пирамидку, собирать матрешку, подбирать грибочки по цвету.

Для детей с общим недоразвитием речи большое значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев руки. Это нанизывание бус, забивание колышков, игры с мозаикой, игры с пальчиками ("Ладушки", "Сорока-ворона", "Гули-гуленьки", "Пальчик-мальчик"). В такие игры играют обычно 2 — 3 ребенка.

Полезно обучать детей играть в лото и разрезные картинки, в этих играх также участвуют несколько детей. В дидактических играх с предметами дети усваивают названия посуды, одежды, постельных принадлежностей, игрушек. Дети ведут элементарные наблюдения за явлениями природы, выделяют характерные признаки осени. Осуществляется знакомство с сезонными работами на огороде, в саду, поле, закрепляются знания об овощах и фруктах и т.д. Собственно речевым навыкам предшествуют практические действия с предметами, самостоятельное участие в различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями. Каждая новая тема начинается с экскурсии, рассматривания или беседы по картинке. Необходимым элементом при прохождении каждой новой темы являются упражнения по развитию логического мышления, внимания, памяти. Широко используется сравнение предметов, выделение ведущих признаков, группировка по ситуации, по назначению, по признакам и т.д., выполнение заданий по классификации предметов, действий, признаков (с помощью картинок).Формирование лексического запаса и грамматического строя на занятиях воспитателя осуществляется поэтапно: дети знакомятся непосредственно с изучаемым явлением; с помощью отчетливого образца речи воспитателя они учатся понимать словесные обозначения этих явлений; воспитатель организует речевую практику детей, в которой закрепляются словесные выражения, относящиеся к изучаемым явлениям.

познавательный психический недоразвитие речь дошкольник

Приемы запоминания и припоминания ребенок обычно не изобретает сам. Их в той или иной форме подсказывают ему взрослые. Так, взрослый, давая ребенку поручение, тут же предлагает его повторить. Спрашивая ребенка о чем-нибудь, взрослый направляет припоминание вопросами: «А что было потом?», «А еще каких животных, похожих на лошадей, ты видел?» и т.п. Ребенок постепенно учился повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании. В конце концов, дети осознают необходимость специальных действий запоминания, овладевают умением использовать для этого вспомогательные средства.

Значимость перечисленных этапов различна в каждом периоде обучения. Сначала ведущими являются такие виды, как рассказывание и чтение воспитателя, рассматривание картин и беседы по вопросам, повторение рассказов-описаний, составление воспитателем дидактических игр. Особое внимание уделяется обучению детей умению точно отвечать на поставленный вопрос (одним словом или полным ответом). Усложнение речевых заданий соотносится с коррекционной работой логопеда. Обращения к детям следует облекать в форму побудительных и вопросительных предложений, в которых должны присутствовать одни и те же слова в разных грамматических формах. Такие упражнения проводят в игровой форме с широким использованием наглядной ситуации, при этом допускается ответ действием. Например: "К нам в гости пришел Незнайка. Он ищет своих друзей. Кто поможет ему найти собаку Дружка, лису Алису, Кота в сапогах? Покажите, у кого собака Дружок, где лиса Алиса. Кто нашел Кота в сапогах?" и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Анализ эффективности различных типов тестовых заданий
Особенности современного исторического знания определяются следующим образом: - с одной стороны - это знания учащихся о конкретных событиях, их времени, месте, непосредственных участниках и т.д., что составляет объективную часть исторического знания, - с другой стороны, - это знания, получаемые уча ...

Разработка диагностического комплекса по выявлению несформированных компонентов навыка чтения
Исходя из анализа литературы по теме исследования были выделены следующие компоненты необходимые для формирования полноценного навыка чтения у детей, а именно достаточный уровень развития: 1. Внимания (объем, устойчивость, поле зрения, концентрация, переключаемость, произвольность). 2. Восприятия ( ...

Анализ рассказов, рисунков детей
На II этапе исследования мы провели анализ продуктов детской речевой деятельности. Задание 1 Придумывание окончания рассказов по картине В. М Васнецова "Иван царевич и Серый волк". Цель исследования: выяснить, используют ли дети в творческих рассказах устаревшие слова. Подготовка к исслед ...

Разделы

© 2018 Copyright www.briefeducation.ru