Таким образом, на констатирующем этапе эксперимента сформированы две группы детей среднего дошкольного возраста – экспериментальная и контрольная – с приблизительно равным уровнем развития элементарных математических представлений; заполнены диагностические карты на начало эксперимента; выявлены наиболее слабые показатели уровня математического развития в целом по разделу и по отдельным его частям.
При проведении эксперимента в процессе наблюдения за деятельностью воспитателей на занятиях по развитию элементарных математических представлений у дошкольников средней группы мною отмечено, что при подготовке и проведении занятия педагоги реализуют основные общедидактические принципы, но недостаточно полно.
При составлении конспекта и подборе материала для реализации образовательных задач в полной мере реализуется принцип научности, учитываются новейшие достижения и технологии. Но именно на занятиях по математическому развитию дошкольников слабо учитывается принцип воспитывающего обучения.
В связи с этим для организации и проведения занятий в экспериментальной группе мною составлялись конспекты, рассчитанные не только на развитие математических представлений у детей, но и направленные на воспитание таких качеств, как самостоятельность, взаимопомощь и взаимовыручка.
При проведении математического КВН велось постоянное наблюдение за тем, чтобы дошкольники проявляли дружелюбное и уважительное отношение не только к членам своей команды, но и к соперникам; ощущали в них партнеров по овладению знаниями, а не врагов. Также обращалось внимание на эмоционально положительный настрой детей, поддержку у них творческой любознательности и стремления к достижению конечного результата.
Математические занятия – развлечения, проводимые с дошкольниками средней группы, кроме закрепления полученных на занятиях по развитию математических представлений знаний преследовали цель расширить представления детей о дружбе, причинах возникновения конфликтов и способах их предотвращения, воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным и игровым персонажам. А также познакомить дошкольников с элементарными представлениями о морали.
Кроме того, все конспекты математических занятий для экспериментальной группы предусматривали развитие внимания, сообразительности, смекалки, а также формирование волевых качеств и поддержку интереса к интеллектуальной деятельности в целом.
Воспитателями группы при планировании учитывается принцип последовательности и систематичности, соблюдается определенная последовательность в изложении учебного материала и постепенное овладение основными математическими представлениями. Но при этом не в полной мере осуществляется взаимосвязь между разными разделами программы, отсутствует система между осваиваемым во время занятия и в свободной деятельности. Поэтому во время проведения экспериментальной деятельности была расширена сфера применения принципа последовательности и систематичности путем установления теснейшей связи при развитии математических представлений между разными видами деятельности детей – дошкольников. В результате этого воспитанники осознают приобретенные ими знания как элементы целостной, единой системы, и получают возможность практического использования этих знаний в условиях повседневности.
Принципы доступности и индивидуального подхода в работе с дошкольниками привлекают к себе особое внимание в связи с проблемой массовости в обучении. Большинство предусмотренного программой материала рассчитано на передачу его детям в фронтальных и, реже, групповых формах занятий. При этом учитываются возрастные особенности детей, но значительно затруднен учет индивидуальных различий. Сущность принципа индивидуального подхода, по существу, состоит в адаптации (приспособлении) материала либо к содержанию и уровню знаний, умений и навыков каждого воспитанника, либо также к характерным для него особенностям процесса усвоения, либо даже к некоторым устойчивым особенностям его личности.
Поэтому для более эффективной реализации данного принципа при развитии математических представлений на занятиях с экспериментальной группой чаще использовались индивидуальные самостоятельные работы, элементы дидактических игр. Также при составлении конспектов математических занятий, занятий – игр и занятий – развлечений предусматривались задания разной направленности и разного уровня сложности (Приложение № 6). Во время проведения занятия воспитатель старался привлекать к участию в нем малоактивных детей, не торопил с ответом и давал время подумать, стимулировал выполнение задания детьми с низким и ниже среднего уровнем развития, предоставляя им возможность ответить на более простые вопросы или выполнить более простое задание.
Материалы по педагогике:
Особенности формирования мотивации обучения в подростковом возрасте
Необходимо наметить самые общие, принципиальные пути формирования мотивации. Первый путь — его называют иногда путем «сверху вниз» — состоит в привитии школьникам идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы учения. На это направлена вся система нравственного воспитания в обществе, в школе. Зд ...
Постановка оперативных целей обучения и выбор источников
информации
Если проанализировать стратегические цели, стоящие перед высшей школой, – всестороннее развитие личности, гарантирующее готовность к профессиональной деятельности –, то реализация этих целей возможна лишь на пути усвоения студентами суммы знаний, умений и навыков, определенных учебными программами. ...
Виды и способы решения текстовых задач
Остановимся подробнее на вопросе о классификации задач. Все арифметические задачи по числу действий, выполняемых для их решения, делятся на простые и составные. Задача, для решения которой надо выполнить один раз арифметическое действие, называется простой. Задача, для решения которой надо выполнит ...