Еще русский педагог К.Д. Ушинский указывал, что наглядность отвечает психологическим особенностям детей, мыслящих "формами, звуками, красками, ощущениями". Наглядность обогащает круг представлений ребенка, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность и мышление. Поэтому наглядные и иллюстративные материалы широко используются в воспитательно – образовательной работе с дошкольниками, но это преимущественно занятия по познавательному, речевому развитию и художественно – творческого цикла. Наблюдение за организацией математических занятий показывают, что при их проведении недостаточно эффективное использование наглядности. В средней группе в качестве наглядности применяются в основном геометрические фигуры. Поэтому в процессе экспериментальной деятельности мною применялось большее количество предметов, игрового и иллюстративного материала, рассчитанного на развитие различных сенсорных ощущений для лучшего усвоения и запоминания материала. При организации занятий по развитию математических представлений в экспериментальной группе использовалась наряду с натуральной и изобразительной также символическая наглядность.
Кроме вышеперечисленного, в течении всего времени проведения эксперимента большое внимание уделялось стимулированию познавательной активности и самостоятельности детей, сознательному усвоению ими доступных математических понятий.
После завершения психолого-педагогического эксперимента мною была проведена повторная диагностика уровня развития математических представлений у детей в экспериментальной т контрольной группах и сопоставлены полученные результаты.
Для этой цели в обеих группах использовались те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента, а также наблюдение за изменениями знаний и умений детей на занятиях и в блоке совместной деятельности с воспитателем. Динамика произошедших изменений отражена в таблицах и диаграммах .
В результате сравнительного анализа уровня математического развития детей установлено, что в экспериментальной группе за время проведения эксперимента показатели высокого уровня увеличились на 28% (с 17% до 45%) , тогда как в контрольной группе – только 12% (с17% до 29%) .
Также выявлено, что показатель низкого уровня развития детей в экспериментальной группе уменьшился на 16% (с 25% до 9%) , а в контрольной группе – на 12% (с 25% до 13%).
При изучении диагностических данных по разделам РЭМП можно видеть, что в экспериментальной группе в отличии от контрольной группы за период экспериментальной деятельности по всем разделам наблюдается более значительное улучшение показателей. В экспериментальной группе заметно возрос высокий уровень развития, а изменение низкого уровня близко по показателям к контрольной группе.
Дошкольники экспериментальной группы показали лучшую сформированность общих математических представлений, стали лучше владеть навыками счета, сравнением двух множеств, выраженных смежными числами. У них более развито умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине и т. д. То есть дети экспериментальной группы более приближены к пониманию абстрактного числа.
Кроме того, они используют более разнообразные методы при группировке предметов по признакам, что вырабатывает у детей умение сравнивать, осуществлять логические операции классификации.
В обеих группах – и экспериментальной, и контрольной – у дошкольников сформировались понятия о порядковом и количественном счете, ими освоены такие приемы, как сравнение двух чисел, сопоставление, установление равенства и неравенства их, счет по осязанию, счет на слух и счет различных движений в пределах 5. Но дети экспериментальной группы лучше овладели приемом отсчитывания предметов из большего количества, а также усвоили значение порядковых числительных.
Начало эксперимента Конец эксперимента
Таким образом, в результате теоретического изучения данного вопроса и проведенной практической экспериментальной работы можно сделать вывод о том, что более эффективное и рациональное применение общедидактических принципов в организации и проведении занятий по развитию элементарных математических представлений у дошкольников в детском саду (на примере средней группы), позволяет заметно улучшить качество и продуктивность данной работы.
А это, в свою очередь, приводит к значительному росту показателей уровня развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, а также к интеллектуально – познавательному развитию в целом и формированию общей готовности к школе.
Материалы по педагогике:
Описание деятельности
кафедры
Кафедру возглавляет заведующий кафедрой, избираемый на эту должность из числа профессоров или доцентов, ведущих активную научную и учебно-методическую работу. Избрание на должность заведующего кафедрой проводится Ученым Советом факультета сроком на 5 лет с учетом мнения собрания научно-педагогическ ...
Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе
Сегодня понятие «познавательная активность» широко используется в различных направлениях психолого-педагогического поиска: проблем отбора содержания образования (В.Н. Аксюченко, А.П. Архипов, Д.П. Барам), формирования общих учебных умений (В.К. Котырло, Т.В. Дуткевич, З.Ф. Чехлова), оптимизации поз ...
Понимание педагогического артистизма в трудах отечественных
педагогов
"Артист" в широком смысле слова - это мастер своего дела, виртуоз, искусник. А артистизм - это деятельность, поднятая до уровня искусства, тот высший уровень совершенства в работе педагога, когда уроки поднимаются на желанную духовную высоту. По В. Далю: "мастер - это особенно сведущ ...