Творческая активность и творческие потребности ребенка лежат в основе будущей инновационной направленности личности. Творческая активность и развитые творческие потребности могут быть только результатом планомерной организации педагогического процесса, формирования общей и эстетической культуры личности. Именно эти задачи стоят перед такими, например, учебными дисциплинами, как "Мировая художественная культура", "История изобразительного искусства", "Эстетика", "История искусств" и т.д. Эти дисциплины дают возможность непосредственного общения с искусством, так как воздействие искусством даёт толчок к развитию творческой активности. Необходимо создание подлинно творческой обстановки на занятиях с детьми.
К видам культурно-творческой деятельности в условиях свободного времени относятся социальное, научно-техническое, художественное и самобытное прикладное творчество.
Под социальным творчеством понимается общественная, основанная на демократических, добровольных началах деятельность людей, связанная с осуществлением социальных проектов и инициатив в культурно-досуговой сфере. Сюда мы отнесем участие в различных формах общественного самоуправления сферой культуры, досуга, спорта; работу в составе инициативных комиссий и групп по подготовке и проведению разнообразных досуговых программ; выполнение эпизодических общественных поручений. Отметим большое влияние социального творчества на развитие активности, инициативы не только взрослых, но и детей. Социальное творчество в основном направлено на совершенствование социума (социально-культурную анимацию, обеспечение социального взаимодействия, толерантности и т.д.).
Научное творчество обогащает новыми, более глубокими знаниями; умением найти, интерпретировать и по назначению использовать информацию; даёт возможность реализовать себя в области создания нового знания.
Художественное творчество даёт возможность соприкасаться с тем или иным видом искусства, безграничные возможности самореализации и самоутверждения. Обширную сферу представляет самодеятельное художественное творчество, предполагающее непрофессиональную, индивидуальную и коллективную деятельность в области театрального, вокального, инструментально-оркестрового, изобразительного, эстрадного, циркового и других видов искусства. Следует подчеркнуть, что самодеятельное творчество характеризуется сегодня сложными и противоречивыми процессами, существенными диспропорциями в развитии различных видов и жанров художественной самодеятельности.
Практически все виды творчества дают возможность человеку реализовывать себя, получать и совершенствовать навыки самостоятельной инновационной деятельности.
Развитие музыкально-творческих способностей детей начинается с познания элементарной музыкальной импровизации, доступной каждому человеку. Чтобы импровизировать в звуках не надо ничего специально знать и уметь. Музыкальные инструменты очень притягивают внимание даже самых маленьких детей, и они хотят играть сами, дети познают мир через игру, поэтому надо им дать в руки музыкальные инструменты, пусть даже самые простые: погремушки, барабаны, бубны, трещотки, колотушки, деревянные ложки, колокольчики.
Для маленьких детей такие инструменты-игрушки можно сделать дома. Все, что нас окружает и может звучать:
пустая картонная коробка с деревянными палочками – барабан;
пластмассовая коробочка, наполненная любой крупой или футлярами из яиц (киндер-сюрприз) – это погремушка, маракас;
пустая баночка из-под йогурта, внутри которой подвешена на нитке бусина – это колокольчик;
трубочки для коктейля разного размера, закрытые с одной стороны и склеенные между собой – это свирель, дудка.
Изготовление самодельных инструментов-игрушек не только развивает изобретательность детей, но и позволяет сделать взаимоотношения родителей с детьми более интересными и плодотворными.
Используя самодельные инструменты, дети лучше понимают, откуда берется звук и легче находят способы звукоподражания сказочным персонажам, звукам природы, животным:
барабан – это гремит гром или идет медведь;
колокольчик – капли дождя, капель;
шуршание бумаги – ветер или падающие листья;
расческа – жужжание пчел;
пластмассовый стаканчик, если его мять рукой будет звучать как звук сломанной ветки;
терка с наперстком – звук пилы.
Играя на самодельных инструментах, дети изучают и исследуют мир звуков. А самая большая ценность детского творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка. В настоящее время одной из самых прогрессивных форм музыкального развития детей является развитие электронного музыкального творчества. Стремительный рост количества учреждений детского художественного образования в России, в которых открываются классы синтезатора, ансамбля синтезаторов и студии компьютерной музыки, остро ставит проблему качества обучения.
Материалы по педагогике:
Принципы отбора иллюстраций для детей
Пейзажная картина – это сложное произведение, для понимания которого необходимо устанавливать многообразные пространственные, временные и причинно-следственные связи, поэтому она доступна для восприятия детей лишь с 4-го года жизни. Успех художественного развития малышей во многом зависит от создан ...
Финансирование по уровням образования
Финансовое состояние начальной школы считается вполне благополучным. Во-первых, система финансирования на этом уровне образования давно отлажена. Во-вторых, начальная школа является не столь капиталоемким сектором, как средняя и тем более высшая школа – крупные расходы (в 2002 г. – 29,7 млрд. евро ...
Эмоциональное развитие ребенка
Тщательный анализ взаимоотношений детей и родителей показывает, что к 3 месяцам жизни опекун и ребенок уже взаимодействуют в сложной коммуникативной системе, в рамках которой каждый партнер адекватно и точно вовремя реагирует на сигналы «другого». В ходе нескольких экспериментов исследователи разры ...