Музыкальное воспитание как грань эстетического воспитания предусматривает целенаправленное и систематическое развитие творческих музыкальных способностей детей, формирование эмоциональной отзывчивости, способности понимать и глубоко переживать содержание искусства. Важнейшим итогом музыкального воспитания является формирование общей культуры личности. Причем оно рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным, особо одаренным детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения.
“Научение” музыке еще не означает ничего принципиально значительного. Неизвестно, нужно ли всех обучать музыке, то есть сольным игре и пению. Но наблюдать ее и, наблюдая, привыкать делать выводы и обобщать – это есть умение воспринимать. Воспринимать музыку – дело трудное. К нему необходимо подготовить внимание ребенка. Восприятие и наблюдение музыки могут привести к художественной оценке и к повышению уровня вкуса. Но важны не столько оценка и вкус. Опираясь только на них, трудно оправдать место и значение музыки в жизни человека, определить границы ее использования. И художественная оценка, и вкус должны вырабатываться в процессе наблюдения, но они не должны обращаться в преднамеренный замысел, в предвзятую цель, на которой строится программа обучения. Если музыка - жизненно насущное и здоровое явление, то не надо начинать восприятие его и наблюдение за ним с эстетических предпосылок. Закат солнца – красивое зрелище, но не в нем одном (то есть не в красоте зрелища) дело. Есть в созерцании заката более существенная сторона, чем простое любование. Это – наблюдение, обогащающее жизненный опыт и повышающее степень жизневосприятия и жизнерадостности. Точно так же и музыку, взятую как созерцаемое явление, можно и должно попытаться вывести за пределы гипнотического погружения в нее ради эмоционального внушения, исходящего от нее. Такое пассивное погружение – вредно, т.к. не актуально и не динамично.
Музыка – искусство слухо-моторных впечатлений. Через метрико-архитектонический метод распределения звучащего материала она лишь отчасти сближается со зрительными восприятиями и представлениями. Значит, наблюдение музыки, прежде всего, ведет к обострению слуховых впечатлений и обогащению нашего жизненного опыта, знания о мире через слух.
Напряжение слухового внимания при восприятии-наблюдении музыки дает возможность схватывания связи друг с другом и взаимодействия всех обусловливающих процесс звучания элементов среди непрерывно протекающего музыкального движения. Вырабатывается насущное качество восприятия в плане соотносительности и сопряженности организующих звучащую материю элементов. Музыка движется. Единственное средство не упустить целого за мигами звучаний и понять процесс развертывания звуков – это постигать соотношения каждого данного звучащего момента с предыдущим и последующим моментами.
Целью и задачей музыкальной педагогики является развитие слуховых навыков путем разумно поставленного наблюдения музыкальных явлений. Сначала в связи с содержанием звуковых образов, потом - в пределах изъяснения музыкальной символики, выразительной и изобразительной. Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и дифференцируем воспринимаемый материал, проводим отбор, оцениваем, мыслим, то есть творим.
Завоевать достойное место музыки в воспитании и образовании могут сами педагоги только в том случае, если выработают в себе в достаточной мере четкое сознание того, что музыке трудно научить путем формальных уроков и к тому же научить всех. Надо стремиться вызвать к ней интерес путем организованного наблюдения и не запугивать “непосвященных” схоластической премудростью, надо стремиться учить мыслить творчески.
Музыка актуализирует поток сознания, "захватывает звуковой плотью", побуждает активно "работать" наш апперцептивный опыт, осмысливать и переживать его заново (со-переживать, "само-переживать") на основе продуцирования "здесь и сейчас" семантики звукового потока. Последний по природе своей является не столько материальным, сколько реляционным – он фиксирует позиционно-личностное отношение исполнителя и слушателя к музыкальному произведению. "Музыкальный поток" состоит из различных структурированных элементов одноголосного или многоголосного стиля, создающих тот или иной музыкальный образ. "Семантика музыкальной фактуры" (предмет и фон) неисчерпаемо содержательна. Музыка, в отличие от живописи, воссоздает не предмет реальности, но "видение вообразительным взором", имагинативное воображение "предмета"; потому она не изобразительна, а "вообразительна". Этот взгляд преобразует мир, делает его феноменом имагинативного воображения. "Предмет восприятия" видится в определенном, порой неожиданном повороте своей значимости – он становится семантически изменчивым, трансформируется, переживает метаморфозы. Семантика музыки не есть реальная значимость объекта (предмета), она сотворена – соткана из надежд, мечтаний, фантазий, принадлежащих субъекту, "объята духом" личности.
Материалы по педагогике:
Специфика работы над грамматическим материалом на уроках на старшей ступени
обучения
Еще один важный вопрос, связанный с уроком на старшей ступени. Он касается специфики работы над грамматическим материалом рецептивного плана. Если в восьмом и девятом классах учащиеся проходят новый для них грамматический материал, то в десятом классе систематизируется пройденное ранее. Поэтому цел ...
Понятие готовности
Школьное обучение - один из серьезнейших этапов в жизни ребенка. Поэтому вполне понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при приближающемся поступлении в школу. Часть родителей и воспитателей, да и самих детей воспринимают этот момент как своеобразный экзамен ребенка за весь д ...
Рейтинговая
методика оценки качества преподавателей вуза
Квалификационные требования являются неотъемлемой частью трудового договора, заключаемого преподавателем и Алтайским государственным техническим университетом им. И.И. Ползунова, определяя при этом содержание, направленность и особенности деятельности преподавателя, уровень квалификации, соответств ...