Детское творчество имеет место во всех видах музыкальной деятельности. Известно, что развитие музыкально-творческих способностей детей дает положительные результаты при условии выполнения следующих принципов отбора репертуара:
Принцип учета детских музыкальных интересов, детской субкультуры. Реализация этого принципа в данном случае предполагает отбор репертуара, близкого музыкальным интересам детей. Уникальная детская субкультура — уже есть результат самовыражения ребенком внутреннего мира, уже есть творчество. Понимая это, педагог может развивать творческие возможности детей, опираясь на имеющийся у них музыкальный опыт. Собственно музыкальные импровизации детей могут стать тем репертуаром, который будет стимулировать развитие детского творчества.
Принцип учета деятельностной природы ребенка. Реализация данного принципа предусматривает в первую очередь создание в группе пространства, позволяющего ребенку упражняться в творческих изысканиях. Школьнику должны быть доступны и музыкальные аудиозаписи, и музыкальные инструменты, и атрибуты музыкальных игр для того, чтобы пробовать себя, свои возможности в непосредственном взаимодействии с музыкой. Конечно, проектирование подобной развивающей среды происходит с учетом интересов детей и успешности в том или ином виде музыкальной деятельности.
Принцип учета эмоционального опыта ребенка в процессе творчества выражается в предложении такого музыкального материала для импровизаций, который бы учитывал эмоциональное состояние ребенка. Творческие пробы, своего рода «экспериментирование» в сочинении музыки может помочь ребенку выразить себя, свое настроение в продуктах творчества.
Художественное образование как компонент культуры содержит в себе проект системно упорядоченной деятельности. Эта деятельность выступает в двух основных формах: целевых программах, содержащих определенную совокупность средств, способов и приемов организации человеческой деятельности, а также типологии различных видов деятельности в контексте с заданной программой. Каждый ребенок обладает определенной способностью к обучению и умением выбирать адекватные формы поведения. Но эти его потенциальные качества реализуются только при наличии осознанного воздействия извне, стимулирующего соответствующую перемену. В этих условиях возрастает роль творческих форм работы с детьми, которые стимулируют весь спектр детских возможностей и интересов.
Н.А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества - накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.
Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.
Чтобы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях.
Детское музыкальное творчество по своей природе - синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Песенное творчество важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Чтобы сориентировать школьников в песенном творчестве можно предлагать упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Важно обращать внимание детей на выразительность их импровизации даже в простейших упражнениях. Кроме пения, детское творчество может проявляться в ритмике и игре на музыкальных инструментах. Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность.
Материалы по педагогике:
Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе
Сегодня понятие «познавательная активность» широко используется в различных направлениях психолого-педагогического поиска: проблем отбора содержания образования (В.Н. Аксюченко, А.П. Архипов, Д.П. Барам), формирования общих учебных умений (В.К. Котырло, Т.В. Дуткевич, З.Ф. Чехлова), оптимизации поз ...
Организация опытно-экспериментальной работы в школе-интернате
№ 15 по формированию интонационной выразительности речи слабослышащих
школьников
Проведение историко-педагогического анализа проблемы обучения слабослышащих школьников, описанного в 1 главе дипломной работы, позволяет вычленить следующие теоретические положения организации опытно-экспериментальной работы по формированию интонационной выразительности речи как условия развития тв ...
Возможности рисования в
формировании образа человека у детей старшего дошкольного возраста
По мнению А.А. Бодалев образ человека ребёнок наиболее ярко передает в рисунке. Особенности отражения человека детьми раскрываются в художественном творчестве, в частности в изобразительной деятельности детей. Какое место в содержании детских работ занимает человек, какие стороны в нем юные художни ...