BriefEducation
Образование: теория и практика » Проект студии инструментальной музыки для детей школьного возраста » Детское музыкальное творчество как форма СКД

Детское музыкальное творчество как форма СКД

Страница 8

Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей. Программная музыка занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание.

Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно так же возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта.

Одно из условий обеспечивающих успешное инструментальное творчество - владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

Изучая опыт выдающихся деятелей музыкального воспитания, обращает на себя внимание то, что каждый из них был неповторимой, творческой личностью, со своими музыкальными пристрастиями, особыми методами общения с детьми, своими исполнительскими возможностями, собственным неповторимым педагогическим репертуаром и пр. Именно эта непохожесть и выделяла их из общего потока послушных учителей музыки, безропотно следующих за требованиями единой программы. Как были непохожи друг на друга, к примеру, Н.Л. Гродзенская и В.Н. Шацкая: Гродзенская - артистичный учитель, блестяще владевшая детской аудиторией, умевшая виртуозно Использовать скудное школьное время, отведенное на музыку, для того, чтобы дать детям возможность «прикоснуться» к гениальным творениям классиков; а Шацкая - неутомимый организатор внеклассных познавательных бесед о музыке, где вдохновенное слово сочеталось с тщательно подобранной и высокопрофессионально исполненной музыкальной иллюстрацией. Эти концерты-беседы она считала необходимой составной частью музыкальных занятий в школе, важнейшим дополнением к урокам музыки.

Многие бывали у этих замечательных музыкантов на занятиях, учились у них, обогащали свой личный опыт путем познания их опыта, но не могли повторить его с абсолютной достоверностью, ибо всякое изучение и обобщение чужого опыта необходимо главным образом для того, чтобы отобрав из него крупицы, проявить в результате свою личную индивидуальность.

Примерно то же, по существу, произошло и с уникальным опытом Д.Б. Кабалевского - выдающегося музыканта-просветителя, принесшего в школу свои методы общения с аудиторией, свои принципы отбора репертуара, свои личные взгляды на содержание музыкальных занятий в школе.

Будучи сам творческой личностью, Кабалевский не представлял себе учителя, лишенного творческой активности, целеустремленности. Сам составитель программы говорил об этом так: «Наличие или отсутствие в человеке творческого начала, творческого отношения к своему труду и становится тем водоразделом, который проходит между специалистом-творцом и специалистом-ремесленником».

Но творчество требует свободы, оно не может подчиняться строгой канонизации, как бы ни был высок авторитет того, кто эту канонизацию провозглашает.

Таким образом, в процессе поисков путей творческих занятий музыкой с детьми необходимо, на наш взгляд, использовать огромный, далеко еще не реализованный опыт музыкального воспитания, накопленный отечественной музыкальной педагогикой в разные исторические периоды.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Материалы по педагогике:

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru