BriefEducation
Образование: теория и практика » Проект студии инструментальной музыки для детей школьного возраста » Детское музыкальное творчество как форма СКД

Детское музыкальное творчество как форма СКД

Страница 3

Слушатель всегда производит определенный отбор из всего потока музыкальных впечатлений в соответствии со своим духовно-деятельностным тезаурусом. Он соотносит себя с тем миром, который воспринимает. Особый случай – когда слушатель соотносит себя с собой же. Человек должен создавать собственное понимание о себе самом. Музыкальное произведение – источник творчества. Это безграничный, необъятный, незавершенный, становящийся источник. Он безграничен не в своей материальности, не физически – он безграничен в своем исходном или венчающем смысле, в смене аффективно-смысловых образований, в латентном тезаурусе нотного текста. Латентность любого рукотворного произведения это не раз навсегда "заданная фактура" – в различных ситуациях (в том числе в разные эпохи) произведение по-разному значимо, и значимость его кажется неисчерпаемой. "Семантический универсум" латентно "покоится" в музыкальном произведении, в ходе его восприятия становится "зримым", "слышимым". Человек способен слышать музыку в ее отсутствии (слуховой эйдетизм). Музыка преобразует самого человека – трансформирует, обогащает его перцептивные, интеллектуальные, образно-творческие, духовные и психомоторные возможности.

Ученые подчеркивают отсутствие принципиальной разницы между актом художественного творчества и актом творческого восприятия произведения искусства. Отметим, что даже один исполнитель может оказывать прямое влияние на психическое состояние слушателей. Это так называемое суггестивное воздействие артиста на публику. Слушатели становятся партнерами исполнителя, оказываясь во власти музыки, а музыкант испытывает состояние творческого вдохновения, подъема творческих сил. Другой исполнитель может, образно говоря, "играть на публику", оказываясь во власти аудитории, для которой он исполняет произведение. Это обратное воздействие слушателей на исполнителя. И в том, и в другом случае имеет место implication (причастность) к процессу творения (единство восприятия, познания и творения). Вместе с тем для того, чтобы иметь возможность охватить "музыкальным ухом" все произведение, нужно уметь абстрагироваться от "материи музыки", подняться на более высокий уровень художественно-эстетического восприятия (обобщения текста партитуры).

Творчество - процесс социально-культурной деятельности, который всегда обязательно связан с созданием, преобразованием, порождением нового, качественно оригинального результата, так как предполагает всегда творца, субъекта творческой активности. Творчество как вид деятельности и научная категория (философская, психологическая, культурологическая) подробно рассматривается в научной литературе. Творческая активность и творческая потребность - особые формы проявления человеческой личности, результатом которой являются новые идеи, изобретения, художественные творения. Эти качества позволяют человеку иметь свежий, нестандартный взгляд на окружающее, его адекватное отражение и наблюдательное восприятие, тонкий эстетический вкус; проявлять самостоятельность в принятии решений. Смысл творческой активности - в творческом отношении к различного рода задачам; в потребности обогащать свою жизнь и жизнь окружающих; в стремлении к постоянному познанию нового в профессиональной области, в открытии личных склонностей и возможностей, в стремлении совершенствовать окружающую среду.

Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Очевидно, что понятие «творческие способности» тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Амбивалентность воспитательного процесса
Сам же человек выступает как продукт амбивалентного мира и носитель полярно противоположных отношений. С одной стороны, он ничтожно мал и слаб, с другой стороны, велик и высок в своих проявлениях; с одной стороны, он подобен всем человеческим особям, с другой стороны, индивидуален и уникален; с одн ...

Анализ урока физической культуры
Центральным и основополагающим компонентом учебной работы по физическому воспитанию является урок физической культуры. Посещая урок, руководителю целесообразно проанализировать следующие его компоненты: организацию урока; физическую нагрузку учащегося; общую и моторную плотность урока; обучение дви ...

Начальный детский лексикон
Активный и пассивный словарь ребенка исследовали Г.М. Лямина, Ф.И. Фрадкина, Р.Л. Розенгард-Пупко, С.Н. Цейтлин и другие. Они отмечали тот факт, что между продуцированием и восприятием речи существует значительный разрыв. Выделяют две стороны речи: пассивную (восприятие и понимание) и активную (про ...

Разделы

© 2018 Copyright www.briefeducation.ru