Мухина С.А., Соловьёва А.А. представляют свой взгляд на проблему использования активных методов обучения. Многолетний опыт экспериментального преподавания показал, что подобное обучение, основанное на деятельностном и системном подходе к педагогическому процессу, значительно помогает и облегчает усвоение студентами любой профессиональной информации .
В настоящий момент они пользуются следующей классификацией МАО, представленной в таблице 1.1
Таблица 1.1 Классификация методов активного обучения (МАО)
Неимитационные методы |
Имитационные методы | |
- Активные (проблемные) лекции - Дискуссия круглый стол пресс-конференция Конференция - Мозговая атака - Выездные занятия с дискуссией - Программированное обучение - Выпускная (дипломная) работа с защитой - Стажировка без выполнения должностной роли |
Игровые методы - Игровое проектирование - Стажировка с выполнением должностной роли - Разыгрывание ролей - Паратеатр - Психодрама - Деловая игра |
Неигровые методы - Анализ конкретных ситуаций - Разбор коррес-понденции - Действие по инструкции (алгоритму) - Решение ситуативных и производственных задач |
Следует отметить, что в последние годы многие педагоги ищут такие подходы к построению учебного занятия, чтобы добиваться наиболее высокой их эффективности. Однако не все они одинаково применимы в различных условиях образовательных учреждений. Вместе с тем, в современной педагогической литературе все же нашли отражение некоторые из них, применение которых прошло достаточное временное и практическое испытание. К их числу можно отнести:
метод конкретных ситуаций, предполагающий овладение знаниями на основе поиска выхода из конкретной практически значимой учебно-познавательной ситуации;
метод инцидента - овладение знаниями на основе поиска выхода из профессионально важной ситуации в неблагоприятных условиях (дефицит времени, информации, аварийная ситуация и др.);
метод мозговой атаки (мозгового штурма, генерации идей и др.), предусматривает групповое решение учебно-познавательной задачи в ограниченное время путем выдвижения определенных гипотез без анализа их содержания;
челночный метод предполагает решение учебной проблемы с одновременным выдвижением идеи и ее критическим анализом;
синектический метод предполагает решение конкретной учебной задачи на основе ее анализа и выработки предложений различными специалистами;
метод деловой (ролевой) игры - комплексное решение определенной практически значимой учебно-познавательной задачи на основе выполнения обучаемыми ролей различных специалистов;
метод погружения предусматривает интенсивное овладение учебным материалом в результате его длительного комплексного воздействия на обучаемого.
Вместе с тем педагогу важно помнить о необходимости правильного выбора применяемых в учебном процессе методов обучения. Для этого следует учесть целый ряд взаимосвязанных факторов, наиболее важными из которых являются: цель применения метода, его педагогические функции, положительные и отрицательные стороны, уровень образовательной подготовки обучаемых. Если им, например, необходимо запомнить определенное количество фактического материала, то целесообразно использовать методы устного изложения учебного материала. Для достижения же других учебных целей они могут оказаться малоэффективными.
Каждый из рассмотренных методов в учебном процессе реализуется через соответствующие приемы и с применением необходимых средств обучения.
В настоящее время в системе среднего профессионального образования все большее распространение получают компьютерные технологии обучения. В этой связи смена средств и методов обучения приводит к изменению содержания учебной деятельности, которая становится все более самостоятельной и творческой, а также способствует реализации индивидуального подхода в обучении. Эффективность использования компьютерных технологий в практике подготовки специалистов средней профессиональной школы состоит в следующем:
Материалы по педагогике:
Обзор методик рейтинговой системы оценки качества работы преподавателей
В рамках моего дипломного проекта, одной из задач является разработать методику по оценке качества деятельности преподавателей кафедры «Информационные системы в экономике» с использованием интеллектуальных компонентов. При создании любой методики оценки качества деятельности преподавателей встает в ...
Цели и структура правового
образования в школе и деятельность учителя права по их реализации
Воспитание и самовоспитание соучастников образовательной деятельности снова становится актуальной общественной проблемой развития современной системы образования. Однако, традиционное для нашей школы понимание воспитания как целенаправленного воздействия на человека, прививающего ему потребные обще ...
Психолингвистическая основа школьного многоязычия
Слово «полилингвизм» происходит от частички poli, что значит по-латыни «много», «множество», и слова lingua – «язык». Полилингвизм определяется, как способность владеть двумя или более языками. Полилингвист – человек, который может общаться как минимум на трех языках. Различают естественный (бытово ...