Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать знания учащимся, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.
В сфере среднего профессионального образования широкое распространение получили имитационные и неимитационные активные методы обучения.
Имитационные методы предполагают, как правило, обучение профессиональным умениям и навыкам и связаны с моделированием профессиональной деятельности. При их применении имитируются как ситуации профессиональной деятельности, так и сама профессиональная деятельность. Имитационные методы, в свою очередь, делят на игровые и неигровые в зависимости от тех условий, в которые включаются учащиеся, от ролей, которые они выполняют, от взаимоотношений между ролями, устанавливаемых правил, наличия элементов состязательности при выполнении заданий.
Имитационные неигровые методы включают в себя анализ конкретных производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, лабораторные и практические работы по инструкции, выполнение индивидуальных заданий в процессе производственной практики.
Имитационные игровые методы предполагают использование тренажеров, элементов деловой игры.
Неимитационные активные методы — это чаще всего проблемные лекции, эвристические беседы, учебные дискуссии, поисковые лабораторные работы, самостоятельные работы с обучающей программой (программированное обучение), самостоятельные работы учащихся с книгой и электронной версией учебника.
Необходимо широко применять практические методы обучения, особенно при формировании общепрофессиональных умений.
В системе среднего профессионального образования также широко используются информационно-развивающие методы, с помощью которых учащиеся получают учебную информацию в готовом виде — в изложении преподавателя (лекция, рассказ, объяснение, беседа), или диктора (учебный кинофильм), или путем самостоятельного чтения учебника, учебного пособия, обучающей компьютерной программы (программированное обучение).
В настоящее время накоплен значительный арсенал различных игровых методов обучения. Рассмотрим дидактические возможности некоторых из них, нашедших наиболее широкое использование а педагогической практике.
Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И полагают, что игры, применяемые в практике колледжей, относятся к активным методам обучения. Это объясняется тем, что в них, как правило, преобладает продуктивно-преобразовательная деятельность обучающихся. Для учебных игр характерны:
многовариативность и многоальтернативность решений, из которых требуется произвести выбор наиболее рационального;
необходимость принимать решения в условиях неопределённости и в обстановке условной практики;
многообразие условий проведения игры, отличающихся от стандартных, появление которых возможно в будущей практической деятельности специалиста;
сжатые временные рамки, возможность неоднократной повторяемости ситуаций;
наглядность последствий применяемых решений;
интеграция теоретических знаний с практикой профессиональной деятельности, приобретение навыков работы по специальности;
широкие возможности индивидуализации обучения.
В игре развивается продуктивное творческое поисковое мышление студентов, но не вообще, а применительно к выполнению будущих должностных обязанностей и функций.
Учебные игры развивают и закрепляют у студентов навыки самостоятельной работы, умение профессионально мыслить, решать задачи и вести управление коллективом, принимать решения и организовывать их выполнение.
Игры являются одним из важнейших элементов волевой подготовки будущих специалистов. Участвуя в них, студенты приучаются решать профессиональные задачи в сложных, близких к реальным условиях, проходят своеобразную психологическую закалку .
Материалы по педагогике:
Учитель как личность
Мы говорили в детстве: "Учитель-это вторая мама"…Наши ассоциации со школой, с учебой во многом зависят от первого учителя. Образ первого учителя у всех воспринимается по-разному, так как первые учителя у всех были разные. Кто-то до сих пор помнит свой страх перед учителем, потому что этот ...
Тест как одно из средств контроля обученности иностранному языку
Тестирование как метод педагогического исследования означает «целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерить изучаемые характеристики педагогического процесса». Проблема тестирования нашла широкое отражение ...
Образование как процесс
Образование как процесс отражает этапы и специфику развития образовательной системы как изменение ее состояния за конкретный временной период. Эта динамическая характеристика образования связана с процессом достижении цели, способами получения результата, затраченными при этом усилиями, условиями и ...