Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать знания учащимся, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.
В сфере среднего профессионального образования широкое распространение получили имитационные и неимитационные активные методы обучения.
Имитационные методы предполагают, как правило, обучение профессиональным умениям и навыкам и связаны с моделированием профессиональной деятельности. При их применении имитируются как ситуации профессиональной деятельности, так и сама профессиональная деятельность. Имитационные методы, в свою очередь, делят на игровые и неигровые в зависимости от тех условий, в которые включаются учащиеся, от ролей, которые они выполняют, от взаимоотношений между ролями, устанавливаемых правил, наличия элементов состязательности при выполнении заданий.
Имитационные неигровые методы включают в себя анализ конкретных производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, лабораторные и практические работы по инструкции, выполнение индивидуальных заданий в процессе производственной практики.
Имитационные игровые методы предполагают использование тренажеров, элементов деловой игры.
Неимитационные активные методы — это чаще всего проблемные лекции, эвристические беседы, учебные дискуссии, поисковые лабораторные работы, самостоятельные работы с обучающей программой (программированное обучение), самостоятельные работы учащихся с книгой и электронной версией учебника.
Необходимо широко применять практические методы обучения, особенно при формировании общепрофессиональных умений.
В системе среднего профессионального образования также широко используются информационно-развивающие методы, с помощью которых учащиеся получают учебную информацию в готовом виде — в изложении преподавателя (лекция, рассказ, объяснение, беседа), или диктора (учебный кинофильм), или путем самостоятельного чтения учебника, учебного пособия, обучающей компьютерной программы (программированное обучение).
В настоящее время накоплен значительный арсенал различных игровых методов обучения. Рассмотрим дидактические возможности некоторых из них, нашедших наиболее широкое использование а педагогической практике.
Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И полагают, что игры, применяемые в практике колледжей, относятся к активным методам обучения. Это объясняется тем, что в них, как правило, преобладает продуктивно-преобразовательная деятельность обучающихся. Для учебных игр характерны:
многовариативность и многоальтернативность решений, из которых требуется произвести выбор наиболее рационального;
необходимость принимать решения в условиях неопределённости и в обстановке условной практики;
многообразие условий проведения игры, отличающихся от стандартных, появление которых возможно в будущей практической деятельности специалиста;
сжатые временные рамки, возможность неоднократной повторяемости ситуаций;
наглядность последствий применяемых решений;
интеграция теоретических знаний с практикой профессиональной деятельности, приобретение навыков работы по специальности;
широкие возможности индивидуализации обучения.
В игре развивается продуктивное творческое поисковое мышление студентов, но не вообще, а применительно к выполнению будущих должностных обязанностей и функций.
Учебные игры развивают и закрепляют у студентов навыки самостоятельной работы, умение профессионально мыслить, решать задачи и вести управление коллективом, принимать решения и организовывать их выполнение.
Игры являются одним из важнейших элементов волевой подготовки будущих специалистов. Участвуя в них, студенты приучаются решать профессиональные задачи в сложных, близких к реальным условиях, проходят своеобразную психологическую закалку .
Материалы по педагогике:
Подростковый алкоголизм
Так же еще одной проблемой молодежи является алкоголизмом - патологическое влечение к алкоголю, развивающееся в результате систематического пьянства и характеризующееся появление абстинентного синдрома, наличием своеобразных изменений со стороны психики, а также соматических и неврологических наруш ...
Факторы развития личности
Изучение закономерностей развития ребенка дошкольного возраста позволяет выделить факторы, обусловливающие течение и результаты данного процесса. В научной литературе выделяют три фактора, влияющих на становление личности: наследственность, среда и воспитание, которые, в свою очередь, можно объедин ...
Мотивация преподавательской деятельности
Понятие «мотив» часто используют для обозначения таких психологических явлений, как стремление, желание, замысел, боязнь и др., которые отражаются в человеке в виде готовности к деятельности, ведущей к определенной цели. Деятельность человека направляется множеством мотивов, совокупность и внутренн ...