BriefEducation
Образование: теория и практика » Процесс формирования гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности » Педагогические условия формирования гуманных взаимоотношений

Педагогические условия формирования гуманных взаимоотношений

Страница 3

Вторую подгруппу составили дети, обладающие некоторыми коллективистическими качествами, но они развиты у них в недостаточной мере. Эти ребята не принимают активного участия в жизни коллектива, но и не вступают в конфликты со сверстниками. Во время выполнения трудовых поручений они хорошо справляются с заданием, однако по собственной инициативе никогда никому не помогают. В то же время, если воспитатель попросит их помочь кому-либо из детей, они охотно выполняют его просьбу.

Обычно детей этой подгруппы ребята принимают в игру только тогда, когда они сами попросят об этом. Организаторские навыки развиты у них слабо, но они и не стремятся к этому.

В третью подгруппу вошли дети, вызывающие наибольшую тревогу у воспитателя. С ними никто не хочет играть или трудиться. Но если они все-таки вступают в игру или присоединяются к сверстникам, занятым каким-либо другим делом, то, как правило, это приводит к конфликтам. Коллективистические качества у детей этой подгруппы практически не сформированы.

Каким же образом, зная особенности всех детей, педагог может использовать оценку для формирования коллективистической направленности взаимоотношений детей, т.е. воспитывать у них желание и умение по собственной инициативе приходить на помощь товарищу, справедливо распределять роли?

Задача воспитателя заключается в том, чтобы устранить причины, приведшие к неблагополучному положению детей третьей подгруппы в обществе сверстников, а также изменить уже сложившееся негативное отношение к ним окружающих.

В, Каминенко отмечала большую податливость детей оценочным влияниям взрослого. Если воспитатель будет оценивать ребенка, занимающего неблагополучное положение в группе положительно, то это приведет к тому, что все дети изменят свое негативное отношение к нему.

Но возникает вопрос: "За что же положительно оценивать ребенка, если он постоянно дерется?"

Действительно, хвалить, казалось бы, не за что. Однако воспитатель должен знать, что ребенок редко совершает плохие поступки преднамеренно. Чаще всего, это либо следствие недостаточного нравственного опыта, либо неумение ребенка применять известное ему правило в новой ситуации. Если воспитатель будет постоянно давать отрицательную оценку неправильным с точки зрения морали поступкам, не вникая в мотивы, которыми руководствовался ребенок, то он в силу своего малого социального опыта так и не поймет, что в его поступке не удовлетворяет воспитателя или сверстников. В то же время в практике воспитатели встречаются со случаями, когда дети хотя и усвоили правила, регулирующие их отношения со сверстниками, но поступают вопреки им. С одной стороны это является результатом неправильного воспитания в семье, вследствие чего у ребенка сложился отрицательный опыт поведения, с другой - эти поступки обусловлены постоянными отрицательными оценками воспитателя, усугубляющими негативизм ребенка, вызывающими желание сделать наоборот.

Как же оценивать подобные поступки, каким видом оценки следует пользоваться в подобных случаях, чтобы не привести к еще большему отчуждению ребенка от коллектива?

Педагог должен отрицательно оценивать неправильный поступок ребенка, но сделать это надо наедине с ним, обязательно растолковав ему смысл совершенного действия, почему оно неверно. Необходимо, чтобы ребенок понял и осознал свои действия. В то же время любое положительное действие такого ребенка должно быть отмечено перед всей группой.

Воспитатель должен оценивать конкретный поступок. А не личность ребенка. Что же касается поощрения, то в этом случае наряду с оценкой поступка обязательно нужно положительно оценить личность ребенка. Если воспитатель будет подчеркивать положительные стороны личности ребенка, то и отношение всех детей к нему будет меняться в соответствии с оценками педагога.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Уровни познавательной активности
Низкий уровень. Учащимся с данным уровнем познавательной активности не свойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя. При восприятии учебной задачи эти учащиеся ...

Развитие представлений о сущности и необходимости самообразования в зарубежной педагогической науке
Система индивидуального обучения и воспитания сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старших к младшим. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавал эту премудрость общения посредством говорящих знаков своему потенциальному преемнику ...

Древесные и кустарниковые растения
Одной из ответственных задач, стоящих перед учителем биологии, является повышение эффективности всех применяемых в школе форм и методов обучения, в том числе лабораторных работ. Рекомендуемый раздаточный материал для всех школ и может быть заготовлен силами учащихся во время осенней обрезки деревье ...

Разделы

© 2018 Copyright www.briefeducation.ru