BriefEducation
Образование: теория и практика » Личность и профессиональная компетентность учителя права современной российской школы » Традиционные и инновационные технологии правового обучения

Традиционные и инновационные технологии правового обучения

Страница 9

Вводится новое: «Все играющие должны быть добры друг к другу, улыбаться и дарить друг другу подарки». Вначале это правило не вызывает особого затруднения. Ведущий строго следит за тем, чтобы никто не толкался, не обзывался («Все играющие должны быть добры друг к другу»), чтобы все действительно улыбались и дарили друг другу подарки. Для тех, кто не соблюдает правила, можно ввести «Скамейку штрафников». Вскоре ребята начинают чувствовать, что что-то здесь не то. Нельзя принудить быть добрым. Мы ввели в игру «нравственный закон» и требуем его соблюдения.

Однако обсуждение будет в конце, а пока вводится новое правило: «Когда водящий кричит «раз-два-три!», с потолка начинает идти снег, и все стараются быстро занять свободные стулья». Это уже интереснее. Мы попробовали добавить правило, нарушающее «закон природы». Выполнить его практически невозможно, поэтому игра в этот момент прекращается.

Ребята обсуждают, легко ли было соблюдать правила и почему. Ведущий проводит параллель между правилами игры и законами государства, нравственными законами и законами природы.

Некоторые специалисты считают, что увлекаться ролевыми играми на уроках права не целесообразно. Вот позиция педагога А. Луховицкой по этому вопросу:

«Для того чтобы проводить ролевые игры и полноценно участвовать в них, нужно обладать, с одной стороны, определенными умениями, а с другой личными качествами, которые просто являются частью характера. Может оказаться, что вам просто не понравится «играть».

Необходимо задействовать в игре всех детей в соответствии с их склонностями и способностями (в данном случае коммуникативными).

Очень вероятно, что в каждом классе найдется один или несколько детей, которые откажутся играть вместе со всеми, сразу отойдут в сторонку. Тут перед учителем встают две задачи: определить, почему ребенок ведет себя таким образом, и придумать для него деятельность, соответствующую его возможностям и настроению. А ведь причины пассивного поведения могут оказаться самыми разными: от нежелания работать в одной группе с личным недругом до испуга в ситуации свободного выбора и полной независимости от учителя (последнее — очень серьезный повод для индивидуальной работы). Отказ от участия в игре — это только одна из проблем, связанных с личным поведением ребят.

И еще один трудный момент, рождаемый особенностью детской психологии. Как правило, чем младше дети, тем глубже они входят в роль, тем труднее им отделить игровое поведение от неигрового. Следовательно, эмоциональные переживания по поводу игровых событий так же сильны, как и внеигровые. С одной стороны, именно этот факт составляет одну из основных дидактических ценностей игры: эмоциональный опыт, полученный в игре, будет так же важен, как и опыт реальный, а ошибки, ценой которых этот опыт приобретается, могут не иметь тех горьких последствий, какие влекут порой за собой ошибки в реальной жизни.

Игра должна быть правильно начата и правильно завершена.

В ролевой игре дети часто сталкиваются с проблемами, самостоятельно решить которые будет им не под силу. Ответственность за то, как они преодолевают трудности, созданные игрой, и насколько серьезными будут психологические последствия игры, лежит на учителе. Это касается игровых ситуаций, которые в чистом виде, скорее всего, не встретятся ребенку вне игры (будь то ситуация экономическая, правовая или этическая). Это также касается общей коммуникативной ситуации игры.

Дети между собой и с учителем, как правило, устанавливают определенную дистанцию; существует набор правил поведения, даже ритуалы, позволяющие выдерживать эту дистанцию без особых затрат психической энергии. В игре эти правила и ритуалы не действуют. Участники ролевой игры часто вынуждены вести себя спонтанно: игра движется вперед. В игре проявляются черты характера, поведенческие установки, убеждения, в другой обстановке не привлекавшие особого внимания, скрываемые самим человеком.

Ситуация игры предполагает максимальную свободу действий, и, конечно же, это требует от учителя большой подготовки, гибкости, способности быстро реагировать на импровизации учеников, импровизировать самому и все это не выходя из роли. Естественно, что перечислены не все трудности, тем более, что их набор очень индивидуален. Но и сказанного достаточно, чтобы сделать вывод: игры могут принести массу неприятностей детям, огорчений — учителю, да еще и совсем не гарантируют хорошего учебного результата. Нужны ли они вообще? Да, но только правильно методически организованные».

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Материалы по педагогике:

Методические рекомендации для учителей. Примерные варианты контрольных работ по трудовому обучению в первом классе
Контрольная работа для уроков труда должна быть тщательно спланирована и подготовлена. Чтобы подготовить и провести контрольную работу необходимо: Определить тему контрольной работы. Определить цель, задачи контрольной работы, знания, умения и навыки, которые будут проверяться. Продумать оборудован ...

Проблемы школьных музеев русской культуры г. Кемерово
Сейчас все больше говорят о школьном музейном буме. Школьных музеев с каждым годом становится все больше, интерес к ним все более возрастает. Большую группу среди них составляют комплексные краеведческие музеи, включающие отделы природы, экономики, истории, а также отдел, посвященный истории русско ...

Требования к первокласснику
1 сентября 2011 года вступил в силу новый Федеральный государственный стандарт (ФГС) начального общего образования. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru