BriefEducation
Образование: теория и практика » Отношение как содержание воспитания » Личностной подход во время воспитания

Личностной подход во время воспитания

Страница 1

Можно ли отбросить философские характеристики жизни в работе с детьми? Безусловно, можно. Мы не вправе принудить педагога, если его не готовили в педвузе к воспитанию, возвыситься на такой уровень, тогда следует признать, что работа с детьми превращается в пустое дело «по поводу» (собрались по поводу дня рождения, сажаем деревья по поводу прощания со школой, читаем стихи по поводу традиционных мероприятий и т.д.), а сущность явления ускользает и не открывается детям вовсе.

Однако зададимся вопросом: как овладеть новым содержанием воспитания? Если мы обратимся к педагогам-практикам с вопросом о сложностях перехода на новые содержательные позиции в воспитании детей, то услышим в ответ единодушное признание в личностной неподготовленности педагога к новой работе с детьми. Открытое признание производится двояким способом: либо горестно и прямо констатируется элементарная духовная неразвитость педагога («Мы сами дурно воспитаны, плохо образованы и духовно нищие»), либо утверждается противоречие между педагогическими новационными методиками и личностным отношением к этим методикам педагога. Вот как, например, фиксирует такое противоречие молодой педагог:

- Любую методику я оцениваю с двух позиций, причем, делаю это подсознательно, а сейчас ясно понимаю это. Во-первых, смотрю с точки зрения практического внедрения в работу с моими детьми, то есть, профессионально Во-вторых, в моей личности что-то откликается или не откликается на предлагаемую методику - она мне лично нравится или же просто не нравится как человеку, как личности, и я ее отвергаю личностно в качестве человека по имени Анна, но не как педагог по имени Анна Васильевна. Первое и второе должны сливаться, тогда эта методика «моя».

Однако было бы пустым утверждение о личностной неподготовленности педагога к новой работе и бессмысленным обвинение педагога в духовном отставании, пока не обнаружено то именно, в чем же собственно заключается данная личностная неподготовленность, тем более было бы постыдным вновь призывать нищего и униженного государством педагога к духовному восхождению, самосовершенствованию, жертвенности и святому служению, обременяя пустое утверждение пустым призывом.

Посмеем игнорировать ссылки на общеизвестную, якобы, неготовность педагога к новому воспитанию. Будем соблюдать границы профессионального анализа. И тогда очевидное высвечивается в совершенно иных красках и предстаёт в иных очертаниях. Вот как видится данная профессиональная проблема. Подчеркиваем: переход на новые профессиональные позиции в связи с переходом на новое содержание воспитания есть проблема профессиональная, а точнее, проблема профессиональной подготовки, профессионального обучения педагога.

Непонимание, а значит, неприятие нового содержания воспитания происходит не потому, что личность педагога низкого развития, но потому, что педагог профессионально ограничен вчерашней установкой на так называемые «качества личности». Согласно такой установке, в ребенке следует формировать качества личности, имеющие высокую ценность в обществе и культуре. Надобно развивать дисциплинированность, доброту, честность, уважительность, скромность и гордость, трудолюбие, вежливость, деликатность, совестливость, ответственность, активность . и так далее до того момента, пока мы не обнаружим, что таких высоких качеств непомерно много, и не признаемся, наконец, что формирование длинного перечня блестящих личностных качеств - дело неперспективное и заведомо обреченное на неудачу.

Качества личности - это устойчивые реакции на явления мира, реактивный отклик личности на определенный объект или событие, связанное с этим объектом, закрепившийся в определенной форме в истории личностного развития. Привычность - характеристика, выступающая гарантом сохранности качества. Чрезвычайно трудно изменить родившееся в истории жизни человека качество его личности. Это хорошо знаеттот, кто однажды брался за собственное перевоспитание. Персоналии великих, досконально изучаемые, свидетельствуют о том же.

Педагог, направляющий свое профессиональное внимание на личностные качества детей и желающий преобразования этих качеств, встречается с величайшими трудностями. Ему кажется, что дети сознательно сопротивляются его благим воздействиям, он приступает к борьбе «против» нежелательных качеств и борьбе «за» планируемые. И приходит в отчаяние, не получая того, что планирует.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Типы и структуры уроков
Одна из первых наиболее обоснованных классификаций уроков принадлежит советскому дидакту И.Н.Казанцеву, предложившему группировать уроки по двум критериям: 1) содержанию и 2) способу проведения. По первому критерию, например, уроки математики расчленяются по своему содержанию на уроки арифметики, а ...

Экскурсия - форма воспитания экологического сознания и эстетического мировосприятия
Тема опыта: "Экскурсия – форма воспитания экологического воспитания и эстетического мировосприятия". Сведения об авторе. Условия возникновения опыта. Актуальность опыта. На основе разработки научных представлений и обобщения передового опыта сложилась характеристика эстетического воспитан ...

Классификация сказок
Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества. Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru