BriefEducation
Образование: теория и практика » Отношение как содержание воспитания

Отношение как содержание воспитания

Очертив систему ценностных отношений, мы тем самым определяем содержание воспитательного процесса правда, в его самом общем виде. Стройность и ясность такого описания, представленная в программе воспитания, порождает иллюзию простоты и легкости как вопроса содержания воспитания, так и реализации этого вопроса на практике.

Однако, приступив к практическому делу, педагог очень быстро обнаруживает эту иллюзорность: добро уже не представляется бузупречным, красота кажется недостижимой, истина постоянно уступает место лжи, а ценность человека подменяется ценностью должности, карьеры, успеха, власти, силы. Да и сам педагог, к его собственному удивлению, вплетает в собственную жизнь квазиценности либо антиценности, и они тоже составляют содержание его жизни и профессиональной деятельности.

Надо признать, что и дети не лишены способности замечать расхождения между содержанием школьной жизнедеятельности и содержанием бытовой повседневной, а в дальнейшем и общественной реальности. Они говорят:

«В школе - одно, на самом деле - другое» или «Того, о чем говорили в школе, нет в жизни».

Отбросим в сторону упрек профессионального плана:

педагоги, якобы, плохо работают и не научили детей видеть за обыденностью ценностного содержания, а значит увериться в существовании того, о чем «говорили в школе». Хотя нельзя не признать, что такой упрек можно было бы сделать.

Обратим внимание на противоречивость ценностей и ценностных отношений. Она, эта противоречивость, обусловлена амбивалентностью мира, в котором мы живем, его двойственностью, связанностью двух полярно противоположных сил, наличностью в любом явлении одновременно присутствующих противоположностей: верх-низ, сила - слабость, ум - глупость, свет - тьма, любовь -ненависть, много - мало...

Амбивалентны и ценности жизни как основание жизни '| и как содержание воспитания. Это означает, что:

- ценность не существует без своей противоположности («если бы не было хаоса, то не было бы и порядка»);

- в этой диаде одно определяет ценность другого («как хорошо, что есть смерть, иначе жизнь потеряла бы свою ценность»);

- ценность и антиценность находятся в постоянном противоборстве («чтобы обрести свободу, надо научиться принуждать себя»);

- полярные противоположности легко перемещаются одна в другую («стремление к справедливости порождает элитарность»);

- в противоборстве противоположностей победа одной немедленно возрождает новое противостояние («чем выше цивилизация, тем выше тяга к натуре»).

Содержание воспитательного процесса удваивается, включая в себя полярную противоположность очерченных нами ценностей. В самом грубом виде содержательные диады можно было бы представить следующим образом:

жизнь - смерть

общество - индивид

добро -зло

истина - ложь

красота - безобразное

созидание - потребление

познание - невежество

общение - одиночество

игра - долг

счастье - страдание

свобода - необходимость

справедливость - элитарность

совесть - отчуждение

равенство -дискриминация

братство - вражда

любовь - ненависть

Материалы по педагогике:

Изобразительная деятельность, чтение – как средства духовного развития дошкольников
Все что касается творчества, неразрывно связано с состоянием души творца. Когда, к примеру, мы рисуем, можно проследить что то, что получается на листе – по сути, отражает нашу внутреннюю: радость или грусть, спокойствие или тревогу. И наоборот, прикладывая усилия, получив радость в процессе творче ...

Из опыта работы школьных педагогов с родителями
Мы попытались изучить и проанализировать опыт школы по работе школьных педагогов с родителями. И пришла к выводу, что из многообразия форм установления контактов педагогов и родителей мною будет представлено родительское собрание и деловая игра. Опыт школы по оптимизации взаимоотношений педагогов и ...

Психолингвистические требования к методике обучения английскому языку как второму иностранному
Введение второго иностранного языка в школе означает, что образование становится многоязычным: родной язык, первый иностранный, второй иностранный образуют уникальное лингвистическое явление – триглоссию. Вместе с тем, поскольку обучение любому языку неразрывно связано с культурой страны изучаемого ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru