Очертив систему ценностных отношений, мы тем самым определяем содержание воспитательного процесса правда, в его самом общем виде. Стройность и ясность такого описания, представленная в программе воспитания, порождает иллюзию простоты и легкости как вопроса содержания воспитания, так и реализации этого вопроса на практике.
Однако, приступив к практическому делу, педагог очень быстро обнаруживает эту иллюзорность: добро уже не представляется бузупречным, красота кажется недостижимой, истина постоянно уступает место лжи, а ценность человека подменяется ценностью должности, карьеры, успеха, власти, силы. Да и сам педагог, к его собственному удивлению, вплетает в собственную жизнь квазиценности либо антиценности, и они тоже составляют содержание его жизни и профессиональной деятельности.
Надо признать, что и дети не лишены способности замечать расхождения между содержанием школьной жизнедеятельности и содержанием бытовой повседневной, а в дальнейшем и общественной реальности. Они говорят:
«В школе - одно, на самом деле - другое» или «Того, о чем говорили в школе, нет в жизни».
Отбросим в сторону упрек профессионального плана:
педагоги, якобы, плохо работают и не научили детей видеть за обыденностью ценностного содержания, а значит увериться в существовании того, о чем «говорили в школе». Хотя нельзя не признать, что такой упрек можно было бы сделать.
Обратим внимание на противоречивость ценностей и ценностных отношений. Она, эта противоречивость, обусловлена амбивалентностью мира, в котором мы живем, его двойственностью, связанностью двух полярно противоположных сил, наличностью в любом явлении одновременно присутствующих противоположностей: верх-низ, сила - слабость, ум - глупость, свет - тьма, любовь -ненависть, много - мало...
Амбивалентны и ценности жизни как основание жизни '| и как содержание воспитания. Это означает, что:
- ценность не существует без своей противоположности («если бы не было хаоса, то не было бы и порядка»);
- в этой диаде одно определяет ценность другого («как хорошо, что есть смерть, иначе жизнь потеряла бы свою ценность»);
- ценность и антиценность находятся в постоянном противоборстве («чтобы обрести свободу, надо научиться принуждать себя»);
- полярные противоположности легко перемещаются одна в другую («стремление к справедливости порождает элитарность»);
- в противоборстве противоположностей победа одной немедленно возрождает новое противостояние («чем выше цивилизация, тем выше тяга к натуре»).
Содержание воспитательного процесса удваивается, включая в себя полярную противоположность очерченных нами ценностей. В самом грубом виде содержательные диады можно было бы представить следующим образом:
жизнь - смерть
общество - индивид
добро -зло
истина - ложь
красота - безобразное
созидание - потребление
познание - невежество
общение - одиночество
игра - долг
счастье - страдание
свобода - необходимость
справедливость - элитарность
совесть - отчуждение
равенство -дискриминация
братство - вражда
любовь - ненависть
Материалы по педагогике:
Конспекты уроков с использованием межпредметных связей
Тема: «Бабочки на лугу». Работа с разными материалами. 2 класс Цели: – учить делать разметку куска пластилина на глаз; – научить делить круг на 8 равных частей; – совершенствовать умение планировать предстоящую работу; – закреплять правила техники безопасности при работе с острыми предметами; – раз ...
Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста посредством
занимательного математического материала
Внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека. Внимание теснейшим образом связано с деятельностью. По мере того, как у человека из практической деятельности выделяется и приобретает относительную самостоятельность деятельность теоретическая, внимание принима ...
Профилактика травматизма как основное
направление техники безопасности на уроках физической культуры
Профилактика детского травматизма – одна из важнейших задач современного общества. Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев при занятиях физической культурой является одной из важнейших задач преподавателей, директоров школ. Однако множество случаев нарушений организацио ...