BriefEducation
Образование: теория и практика » Отношение как содержание воспитания » Амбивалентность воспитательного процесса

Амбивалентность воспитательного процесса

Страница 1

Сам же человек выступает как продукт амбивалентного мира и носитель полярно противоположных отношений. С одной стороны, он ничтожно мал и слаб, с другой стороны, велик и высок в своих проявлениях; с одной стороны, он подобен всем человеческим особям, с другой стороны, индивидуален и уникален; с одной стороны, он продукт обстоятельств, с другой стороны, творец обстоятельств и себя самого; с одной стороны, он носитель природных начал, с другой стороны, носитель культурных достижений всего исторического периода существования людей на земле.

Признавая амбивалентность как общую характеристику мира, педагог значительно расширяет содержание воспитательного процесса, выводя детей на всю палитру отношений, предъявляя противоречивость утверждаемых наивысших ценностей и фиксируя эту противоречивость «здесь и сейчас» в жизни ребенка, например, говоря «Как хорошо, что ты разозлился .» или «Замечательно, что у нас с вами ничего не получилось .».

Опытные педагоги профессионально высоко оценивают моменты негативных проявлений всяческого плана (забыл, не выучил, не сделал, обидел, нагрубил и т. п.), используя возникающее противоречие как жизненную школу для подрастающих детей.

Если амбивалентность жизни требует от педагога расширять палитру ценностных красок содержания воспитания, то многомерность жизни, как столь же широкая характеристика её, вынуждает расширять оценочный спектр жизненных явлений и ценностей мира. Оценки педагога гибки и подвижны в силу того, что одно и то же явление может быть рассмотрено с разных позиций, а значит, иметь разные оценки. Явления мира ни плохи ни хороши сами по себе, но они либо плохи, либо хороши, если на них взглянуть с определенных позиций:

- жизнь страшна и сложна - прекрасна и проста.

- общество сурово к человеку - помогает выжить ему.

- природа беспощадна - лекарь и утешитель.

- дисциплина - большое благо - большое зло.

- истина предоставляет свободу - держит в своих цепях.

- совесть содействует развитию - препятствует развитию.

- счастье возвышает - развращает.

- труд облагораживает человека - принижает человека.

Остановимся в просмотре возможных противоречивых оценок, ибо каждая оценка имеет своим основанием какой-то ракурс взгляда на предмет. С разных точек зрения предмет предстает в своей особой значимости и своей особой роли в жизни. Неслучайно, существует сильный профессионально-педагогический прием воздействия, получивший в практике название «зато». Суть его в том, чтобы в ответ на какую-то личностную характеристику, данную ребенку, сказать: «Зато он .» - и противопоставить данной оценке другую, чаще всего противоположную. Например, в ответ на упрек в адрес ребенка «у него всегда руки грязные» сказать: «Зато он работает замечательно и всегда выполняет ту работу, от которой многие отказываются».

Вдумаемся в диалоги, которые ведутся на уровне многомерности жизни:

- . Нам не нравятся её уроки, она скучная.

- .Зато такие занятия приучат вас выполнять любую работу, в том числе, и скучную. Пригодится в жизни.

- .Мальчишки противные, вечно дерутся.

- .Зато в них много энергии, они активны.

- . А он не хочет ни с кем сидеть!

- Что ж, вероятно, ему надо побыть одному.

- У родителей денег не допросишься.

- Значит, станем надеяться на фантазию!

Попутно хотелось бы добавить: множество конфликтов было бы снято, если бы педагог не забывал о многомерности содержания воспитания, а дети были бы добрее и изящнее в своем поведении.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Использование межпредметных связей в начальной школе
Каждый учебный предмет, образовательная область вносит свой вклад в развитие личности и индивидуальности школьника, в формирование его мировоззрения, взглядов, убеждений. Если взять математику и естественнонаучные дисциплины, то они призваны раскрыть перед учащимися современную научную картину мира ...

Общие вопросы методики обучения решению задач
Научить детей решать задачи – значит научить их устанавливать связи между данными и искомым и в соответствии с этим выбрать, а затем и выполнить арифметические действия. В начальных классах ведется работа над группами задач, решение которых основывается на одних и тех же связях между данными и иско ...

Память сердца
Прошло уже много лет. Давно умерли прабабушки и прадедушки, одни из эвакуированных, не вернувшиеся в Керчь. Дело в том, что сразу после войны прабабушка заболела туберкулёзом, это задержало отъезд. Слава Богу, всё обошлось, её смогли излечить от недуга. За это время они привыкли к Сибири, прабабушк ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru