BriefEducation
Образование: теория и практика » Отношение как содержание воспитания » Амбивалентность воспитательного процесса

Амбивалентность воспитательного процесса

Страница 1

Сам же человек выступает как продукт амбивалентного мира и носитель полярно противоположных отношений. С одной стороны, он ничтожно мал и слаб, с другой стороны, велик и высок в своих проявлениях; с одной стороны, он подобен всем человеческим особям, с другой стороны, индивидуален и уникален; с одной стороны, он продукт обстоятельств, с другой стороны, творец обстоятельств и себя самого; с одной стороны, он носитель природных начал, с другой стороны, носитель культурных достижений всего исторического периода существования людей на земле.

Признавая амбивалентность как общую характеристику мира, педагог значительно расширяет содержание воспитательного процесса, выводя детей на всю палитру отношений, предъявляя противоречивость утверждаемых наивысших ценностей и фиксируя эту противоречивость «здесь и сейчас» в жизни ребенка, например, говоря «Как хорошо, что ты разозлился .» или «Замечательно, что у нас с вами ничего не получилось .».

Опытные педагоги профессионально высоко оценивают моменты негативных проявлений всяческого плана (забыл, не выучил, не сделал, обидел, нагрубил и т. п.), используя возникающее противоречие как жизненную школу для подрастающих детей.

Если амбивалентность жизни требует от педагога расширять палитру ценностных красок содержания воспитания, то многомерность жизни, как столь же широкая характеристика её, вынуждает расширять оценочный спектр жизненных явлений и ценностей мира. Оценки педагога гибки и подвижны в силу того, что одно и то же явление может быть рассмотрено с разных позиций, а значит, иметь разные оценки. Явления мира ни плохи ни хороши сами по себе, но они либо плохи, либо хороши, если на них взглянуть с определенных позиций:

- жизнь страшна и сложна - прекрасна и проста.

- общество сурово к человеку - помогает выжить ему.

- природа беспощадна - лекарь и утешитель.

- дисциплина - большое благо - большое зло.

- истина предоставляет свободу - держит в своих цепях.

- совесть содействует развитию - препятствует развитию.

- счастье возвышает - развращает.

- труд облагораживает человека - принижает человека.

Остановимся в просмотре возможных противоречивых оценок, ибо каждая оценка имеет своим основанием какой-то ракурс взгляда на предмет. С разных точек зрения предмет предстает в своей особой значимости и своей особой роли в жизни. Неслучайно, существует сильный профессионально-педагогический прием воздействия, получивший в практике название «зато». Суть его в том, чтобы в ответ на какую-то личностную характеристику, данную ребенку, сказать: «Зато он .» - и противопоставить данной оценке другую, чаще всего противоположную. Например, в ответ на упрек в адрес ребенка «у него всегда руки грязные» сказать: «Зато он работает замечательно и всегда выполняет ту работу, от которой многие отказываются».

Вдумаемся в диалоги, которые ведутся на уровне многомерности жизни:

- . Нам не нравятся её уроки, она скучная.

- .Зато такие занятия приучат вас выполнять любую работу, в том числе, и скучную. Пригодится в жизни.

- .Мальчишки противные, вечно дерутся.

- .Зато в них много энергии, они активны.

- . А он не хочет ни с кем сидеть!

- Что ж, вероятно, ему надо побыть одному.

- У родителей денег не допросишься.

- Значит, станем надеяться на фантазию!

Попутно хотелось бы добавить: множество конфликтов было бы снято, если бы педагог не забывал о многомерности содержания воспитания, а дети были бы добрее и изящнее в своем поведении.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Протокол оценки посадки учащихся с подготовленными рекомендациями
Основным оборудованием классных комнат и учебных кабинетов являются парты, столы и стулья. Школьная мебель полностью соответствует росту и пропорциям тела школьника и обеспечивает правильную рабочую позу во время занятий. Расстановка столов трехрядная. Расстояние между партами соответствует нормам ...

Типы нестандартных уроков
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков. Учителями разработано много методических пр ...

Университетский сектор высшего образования
Во Франции существует 80 государственных университетов и несколько частных: 3 светских университета и 5 католических. К числу вузов университетского типа также относятся 3 национальных политехнических Института (Institut nationaux polytechniques, INP). Университеты представляют собой учебные и науч ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru