Сам же человек выступает как продукт амбивалентного мира и носитель полярно противоположных отношений. С одной стороны, он ничтожно мал и слаб, с другой стороны, велик и высок в своих проявлениях; с одной стороны, он подобен всем человеческим особям, с другой стороны, индивидуален и уникален; с одной стороны, он продукт обстоятельств, с другой стороны, творец обстоятельств и себя самого; с одной стороны, он носитель природных начал, с другой стороны, носитель культурных достижений всего исторического периода существования людей на земле.
Признавая амбивалентность как общую характеристику мира, педагог значительно расширяет содержание воспитательного процесса, выводя детей на всю палитру отношений, предъявляя противоречивость утверждаемых наивысших ценностей и фиксируя эту противоречивость «здесь и сейчас» в жизни ребенка, например, говоря «Как хорошо, что ты разозлился .» или «Замечательно, что у нас с вами ничего не получилось .».
Опытные педагоги профессионально высоко оценивают моменты негативных проявлений всяческого плана (забыл, не выучил, не сделал, обидел, нагрубил и т. п.), используя возникающее противоречие как жизненную школу для подрастающих детей.
Если амбивалентность жизни требует от педагога расширять палитру ценностных красок содержания воспитания, то многомерность жизни, как столь же широкая характеристика её, вынуждает расширять оценочный спектр жизненных явлений и ценностей мира. Оценки педагога гибки и подвижны в силу того, что одно и то же явление может быть рассмотрено с разных позиций, а значит, иметь разные оценки. Явления мира ни плохи ни хороши сами по себе, но они либо плохи, либо хороши, если на них взглянуть с определенных позиций:
- жизнь страшна и сложна - прекрасна и проста.
- общество сурово к человеку - помогает выжить ему.
- природа беспощадна - лекарь и утешитель.
- дисциплина - большое благо - большое зло.
- истина предоставляет свободу - держит в своих цепях.
- совесть содействует развитию - препятствует развитию.
- счастье возвышает - развращает.
- труд облагораживает человека - принижает человека.
Остановимся в просмотре возможных противоречивых оценок, ибо каждая оценка имеет своим основанием какой-то ракурс взгляда на предмет. С разных точек зрения предмет предстает в своей особой значимости и своей особой роли в жизни. Неслучайно, существует сильный профессионально-педагогический прием воздействия, получивший в практике название «зато». Суть его в том, чтобы в ответ на какую-то личностную характеристику, данную ребенку, сказать: «Зато он .» - и противопоставить данной оценке другую, чаще всего противоположную. Например, в ответ на упрек в адрес ребенка «у него всегда руки грязные» сказать: «Зато он работает замечательно и всегда выполняет ту работу, от которой многие отказываются».
Вдумаемся в диалоги, которые ведутся на уровне многомерности жизни:
- . Нам не нравятся её уроки, она скучная.
- .Зато такие занятия приучат вас выполнять любую работу, в том числе, и скучную. Пригодится в жизни.
- .Мальчишки противные, вечно дерутся.
- .Зато в них много энергии, они активны.
- . А он не хочет ни с кем сидеть!
- Что ж, вероятно, ему надо побыть одному.
- У родителей денег не допросишься.
- Значит, станем надеяться на фантазию!
Попутно хотелось бы добавить: множество конфликтов было бы снято, если бы педагог не забывал о многомерности содержания воспитания, а дети были бы добрее и изящнее в своем поведении.
Материалы по педагогике:
Программа «школа 2100»
Учебники авторов Р.Н. и Е.В. Бунеевых относятся к серии «Свободный ум» и являются составной частью образовательной системы «Школа 2100». К данной серии относятся следующие учебники для чтения – I класс – «Капелька солнца», II класс – «Маленькая дверь в большой мир», III класс – «В одном счастливом ...
Наблюдения за явлениями природы зимой в старшей группе
Наблюдение - один из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида: · За изменением и преобразованием объектов; · Репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объек ...
Протоколы двух-трех любых посещенных уроков
Основное внимание в школе уделяется практической стороне, нежели теории. Такая возможность все "пощупать своими руками" в прямом и переносном смысле очень помогает быстро освоиться в каждой области. Урок «Мир вокруг нас» у 2 класса. 9 - 10Прозвенел звонок на урок. Дети уже находились в кл ...