BriefEducation
Образование: теория и практика » Основы педагогического общения и деятельности классного руководителя » Содержание воспитания. Приоритетные стратегии воспитания

Содержание воспитания. Приоритетные стратегии воспитания

Страница 1

1. Раскройте сущность понятия «содержание воспитания»

Содержание воспитания составляют научные факты, понятия, теории о природе, обществе, человеке: знания, на которых базируется общественный опыт, ценности, нормы, идеалы, способности, навыки, умения, привычки поведения. Предметом формирования являются чувства, сознание, отношения, оценки, поведение школьника. В настоящее время смена концепции воспитания вызывает изменения в содержании воспитания. Согласно новому подходу к воспитанию в России, целью воспитания должно быть формирование базовой культуры личности как основы для дальнейшего развития. Напомним, что базовая культура включает в себя культуру жизненного самоопределения, семейных отношений, экономическую и культуру труда, политическую и правовую, интеллектуальную, нравственную, культуру общения, экологическую, художественную, физическую культуру. Под культурой жизненного самоопределения понимается осознание человеком себя как субъекта собственной жизни, умение принимать решения и нести ответственность за действия, умения по самовоспитанию.

2. Охарактеризуйте современные подходы к воспитанию (не забудьте указать авторов) и рассмотрите, каким образом они отражаются в содержании воспитания

Личностный – понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики – направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно ориентированного воспитания. Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств.

Гуманистический – в центре внимания – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью такого качества провозглашается гуманистической педагогикой главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной педагогике.

Ценностный – предложенный известным исследователем и знаменитым директором школы №825 г. Москвы Владимиром Абрамовичем Караковским. Суть данного подхода состоит в том, что формирование внутренних структур (социально ценных свойств и качеств личности) происходит благодаря усвоению внешних структур – социокультурных общечеловеческих ценностей, а воспитание есть процесс и результат интериоризации культурных общечеловеческих ценностей.

Культурологический – в современной отечественной теории педагогики при определении цели воспитания вводится понятие “культура”. В переводе с латинского cultura – возделывание. Культурологический подход к определению содержания воспитания представлен в работах Н.Е. Щурковой. Воспитание, по ее мнению, есть введение ребенка в контекст современной культуры посредством последовательного овладения всеми основными достижениями мировой культуры: материальные средства, среда обитания, способности человека, взаимоотношения, отношение к самому себе.

Деятельностный – воспитание есть организация деятельности ребенка как способа его жизни в социальном структурированном пространстве в контексте современной культуры. Отношение к миру принимает материализованные формы и реализуется детьми в их повседневных действиях и поступках. Разнообразие видов деятельности способствует развитию личности, формированию новообразований культурного плана. Содержание деятельности определяется ее центральным объектом, который призван выявить и раскрыть для детей одну из наивысших ценностей жизни. Деятельность становится активной формой выражения отношения, если: субъект осознает личностную значимость того, что он “здесь и сейчас” производит; педагогически организованная деятельность имеет созидательный характер.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Как мы понимаем творческие способности
Л.С. Выготский в книге «Воображение и творчество» писал: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко придти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или в меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского разви ...

Разработка диагностического комплекса по выявлению несформированных компонентов навыка чтения
Исходя из анализа литературы по теме исследования были выделены следующие компоненты необходимые для формирования полноценного навыка чтения у детей, а именно достаточный уровень развития: 1. Внимания (объем, устойчивость, поле зрения, концентрация, переключаемость, произвольность). 2. Восприятия ( ...

Пословицы как жанр фольклора
М. Шолохов писал, что «величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru