BriefEducation
Образование: теория и практика » Отношение как содержание воспитания » Амбивалентность воспитательного процесса

Амбивалентность воспитательного процесса

Страница 2

Многомерность ни в коем случае не утверждает безграничного релятивизма, не отрицает критериев социально-культурологических оценок, но только лишь означает, что, оценивая окружающий мир и человека в нем, необходимо предварительно занять осознанную позицию взгляда на явление и только затем лишь производить суждение о нем. Протагоров тезис «человек есть мера всех вещей .» остается общим и неизменным критерием всех оценок.

Третья характеристика мира -динамичность. Жизнь там и только тогда, когда и где есть движение. В движении существует живое явление, в один и тот же момент являясь и уже не являясь собою прежним. Либо это движение представляет собою развитие, либо оно есть падение, деградация, регресс. Остановки быть не может. А это означает, что и ценностное содержание воспитательного процесса всегда предстает перед детьми в какой-то момент его жизненной экспликации.

«Счастье» то выступает как «радость», то развернется в виде «удовольствия», то обретет форму «удовлетворения», но может проживаться и как «наслаждение». Вожделенная «свобода» то выступает как «необходимость», а то вдруг проявит себя «желанием», «увлечением» и, преобразуясь в «целенаправленность», реализуется в «сознательное строительство жизни». Если «желание» застывает, не трансформируясь в программные необходимые действия, аннулируется «свобода». Точно так же, как воспроизводимое постоянно «наслаждение» уничтожает «счастье». «Любовь» существует только в динамике. «Дисциплина» теряет ценность, потеряв динамичность. «Общение» детства переливается в «общение юношеское», а то, в свою очередь, развивается в «общение зрелых людей», а далее приобретает новые существенные черты «общения старости».

Нельзя с детьми говорить вообще о ценностях - их нет как таковых в конкретной реальной жизни, они всегда имеют свою динамическую модель, соответствующую возрасту, моменту, ситуации, уровню развития детей, социально-психологическому климату общества и группы. Признание динамичности жизни помогает понять детям, почему ценится «ум», но в такой же мере и «глупость» как один из моментов движения мышления, почему «смелость» имеет свой этап «страха», без преодоления которого нет смелости, и почему «наивность» лежит в основе будущей «искренности», «открытости» и, в итоге, «честности» как осознанного выстраивания уважительных взаимоотношений с людьми.

Постоянные характеристики, свойственные содержанию воспитательного процесса вне зависимости от вида и форм работы педагога с детьми. Это означает, что и на уроке, и на перемене, во время развлечений и в процессе глубоких размышлений, входе доверительного общения ценностные отношения не теряют своей динамичности, противоречивости и многомерности, проявляют эти характеристики неуклонно и объективно.

Проиллюстрируем сказанное. Педагог предлагает детям серию игр - «На балу жизни», «В суете жизни», «В раздумьях о жизни», «В борьбе за жизнь». Фабула игр едина:

комнатное пространство символически принимается за пространство жизни; четверо человек расположены в углах условного четырехугольного пространства; под музыку все четверо начинают двигаться по диагоналям условно очерченного квадрата, сталкиваются, вступают в пантомимическое общение, взаимодействуют . Музыка задаёт тональность игре, настроение играющим, служит отправным началом, экспромтом разворачивающегося сюжета.

Психологическая атмосфера на игровой площадке кардинально меняется со сменой жизненной ситуации и музыкального сопровождения (например, вальс Хачатуряна из драмы «Маскарад» и фуга Баха); субъекты сталкиваются и немедленно разрешают проблему - каждая диада по-своему; поведение играющих никак не поддается прямой и однозначной оценке, субъекты избирают свои вариант поведения в согласии с индивидуальными особенностями. Перед детьми разворачивается своеобразная модель жизни с её особенностями протекания, если педагогу удается расставить точные акценты в ходе игровой деятельности, для детей, разумеется, игра остается игрой, не превращается в социально-психологический либо философский анализ.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Методы и способы контроля и проверки по курсу «Трудовое обучение» в современной отечественной начальной школе
Метод контроля – «это система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса». Эти действия «должны обеспечивать систематическое, полное, точное и операт ...

Виды и тактики педагогической поддержки школьников
Единый государственный экзамен может вызвать не только тревожность, неуверенность у старшеклассников, но для некоторых нервный срыв. Поэтому, повышение качества подготовки учащихся к единому экзамену невозможно без осуществления целенаправленной педагогической поддержки. Педагогическую поддержку оп ...

Методика обучения решению составных задач на нахождение неизвестного по двум разностям
Задача на нахождение неизвестного по двум разностям включает три величины, связанные пропорциональной зависимостью, из них две переменные и одна или больше постоянных, причем даны два или более значений одной переменной и разность соответствующих значений другой переменной, а сами значения этой пер ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru