BriefEducation
Образование: теория и практика » Развитие волевого поведения детей дошкольного возраста » Развитие волевого поведения детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Развитие волевого поведения детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Страница 1

Рассмотрение развития волевого поведения детей дошкольного возраста как психолого-педагогической проблемы, я считаю целесообразным начать с рассмотрения этапов становления воли начиная с младенческого возраста. В этой связи будет более четко отслежено участие взрослого и педагогов в развитии интересующего нас вопроса.

В качестве самого первого этапа становления воли и произвольности можно рассматривать возникновение коммуникативной деятельности младенца на первом месяце жизни. Взрослый человек является первым предметом внешнего мира, который открывается сознанию ребёнка и который позволяет открыть самого себя. Такое открытие происходит не спонтанно, а в результате индивидуально адресованного общения взрослого и его ярко выраженного отношения. Первое ощущение себя, которое является отправной точкой дальнейшего развития воли и произвольности, возникает в результате опоры на отношение к себе со стороны взрослого: младенец начинает ощущать себя как то, на что направлены улыбка, взгляд, слова матери. Он узнаёт себя в близком (но другом) человеке, и это узнавание становится началом самосознания. При этом возникает новая деятельность – ситуативно-личностное общение, предметом которой является другой человек. Взрослый начинает выступать как мотив деятельности ребёнка и как средство, через которое младенец воспринимает мир и действует в нём.

Вторым этапом становления воли и произвольности является возникновение движений младенца, направленных на предмет. Своеобразие этого этапа заключается в том, что на нём преодолевается ситуативно-личностное общение со взрослым, которое является единственной и ведущей деятельностью младенца, и возникает новая форма деятельности ребёнка – предметно – манипулятивная. Главным условием перехода от спонтанных к целенаправленным движениям является аффективная притягательность предмета, которая возникает во взаимодействии ребёнка со взрослым. В таком взаимодействии с одной стороны передаётся эмоциональное отношение к предмету, а с другой – способ действия с ним. Собственное действие младенца возникает в результате адресованного ему действия взрослого, несущего одновременно и мотивирующий, и операциональный моменты. В результате формируется образ предмета, который опосредует действия ребёнка. Воспринимаемый объект становится предметом самостоятельной активности ребёнка.

Однако через несколько месяцев предметные действия ребёнка стереотипизируются, становятся непосредственными и ситуативными. Зависимость от восприятия и связанность наглядной ситуацией является одной из главных возрастных особенностей раннего возраста. Освобождение от этой зависимости происходит на следующих этапах развития произвольности, которые связаны с овладением словом и становлением регулятивной функции речи. В раннем возрасте это проявляется в форме выполнения речевых инструкций взрослого.

Ребёнок слышит звучащую речь с первых дней жизни. Но эта речь является для младенца лишь признаком присутствия взрослого, общим фоном их взаимодействия либо условнорефлекторным сигналом. На определённом этапе развития (около двух лет) слово отделяется от предмета и от взрослого и само становится предметом сознания ребенка. Верным признаком этого является эмоциональное отношение к слову и активная речь самого ребёнка. Выделение и осознание значения слова, его своеобразное «открытие» знаменует встречу линий развития мышления и речи, которая, по нашей гипотезе, делает возможным речевое опосредование поведения. В тех случаях, когда слово ещё не выделено в сознании ребёнка, оно остаётся условнорефлекторным сигналом и может опосредствовать поведение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Виды и тактики педагогической поддержки школьников
Единый государственный экзамен может вызвать не только тревожность, неуверенность у старшеклассников, но для некоторых нервный срыв. Поэтому, повышение качества подготовки учащихся к единому экзамену невозможно без осуществления целенаправленной педагогической поддержки. Педагогическую поддержку оп ...

Развитие произвольного внимания у старшего дошкольника средствами занимательного математического материала
Маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, его возможности не беспредельны, они ограничены рядом возрастных психофизиологических особенностей. Поэтому, создавая новые интенсивные программы работы с дошкольниками, необходимо иметь в виду то, каких физических и нервно – психических затрат ему ...

Экспериментальное исследование развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Биробиджан. В эксперименте принимало участие 24 учащихся 1 «А» класса. Цель эксперимента - выявить уровни развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста на уроках математики. З ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru