BriefEducation
Образование: теория и практика » Развитие волевого поведения детей дошкольного возраста » Развитие волевого поведения детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Развитие волевого поведения детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Страница 3

Дети, растущие в дефиците внеситуативно-личностного общения со взрослым (в закрытом детском учреждении) значительно отстают от своих семейных сверстников как по уровню развития самосознания, так и по произвольности поведения. В то же время обогащение жизни ребенка индивидуально обращённым внеситуативно-личностным общением за сравнительно короткое время может повысить осознанность их поведения.

Однако между выполнением правила и осознанностью своего поведения существуют далеко не однозначные отношения. Правилосообразное поведение может быть стереотипным и неосознанным. В этом случае наблюдается невыделенность собственных действий и недоразвитие мотивационно-волевой сферы ребёнка. Выполнение правил является отчуждённым, вынужденным, ситуативным и не осознаётся как своё собственное, самостоятельное действие. Поэтому такое действие нельзя считать произвольным, несмотря на его внешнюю схожесть с таковым. Развитие мотивационной сферы ребёнка, которое осуществлялось на материале овладения простым продуктивным действием, способствует становлению не только собственной активности, но и осознанности своего поведения. Оно становится осмысленным, осознанным и противопоставленным спонтанному способу реагирования, т.е. приобретает черты подлинной произвольности.

Таковы основные этапы становления произвольности в раннем и дошкольном детстве.

Присвоение новых средств овладения своим поведением происходит не одномоментно, а проходит через ряд этапов. Переход от одного этапа к другому происходит как приобщение ребёнка к новой для него области действительности, которую можно условно обозначить как предмет сознания – ПС. Предметом сознания может стать любая культурно заданная реальность – будь то действие с предметом, слово, правило действия или моральная норма. Этот новый предмет сознания ребёнок в раннем и дошкольном детстве открывает для себя только вместе со взрослым, при его активном соучастии. ПС открывается ребёнку как нечто целое, в единстве смыслового, познавательного и действенного моментов. Рассмотрим основные этапы процесса приобщения.

На первом, латентном этапе ПС ещё не существует для ребёнка, но присутствует в качестве некоторой фоновой характеристики его жизнедеятельности. На этом этапе взрослый вводит и активно использует во взаимодействии с ребёнком новую для него реальность, которая ещё не является предметом его сознания и не воспринимается им. Этот этап можно рассматривать как «действие с телом ребенка» (Б.Д. Эльконин) [9], когда ребёнок погружается в то, что ему ещё неведомо и не представлено. Однако здесь происходит построение функциональных органов восприятия новой реальности. Подключая эту реальность к уже ставшей, сложившейся активности ребёнка, взрослый активно выражает своё эмоционально-ценностное отношение к ней, что требует одновременной обращённости и к ребёнку и к ПС.

Потенциальный ПС вбирает отношение взрослого и заряжается аффективной валентностью. Значение эмоционально-тёплых аффективных отношений со взрослым для становления саморегуляции ребёнка, которая отмечалась многими исследователями, как раз и состоит в том, что в них возникает общее смысловое поле, в котором зарождается собственное отношение ребёнка к новым для него областям действительности. Всё это подготавливает следующий этап – открытие ПС.

Этот этап переживается ребёнком как открытие нового измерения своего бытия. Открытие ПС есть фаза становления новой мотивации и нового способа действия. Это выражается в ярких положительных эмоциях при узнавании ПС, в стремлении к контакту с этим предметом и к действию с ним. Ребёнок как бы узнаёт в нём себя и свой собственный способ действия. Взрослый при этом уходит в тень, уступая своё место на экране сознания ребёнка новой для него реальности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Критерии, уровни восприятия
Живопись (живо писать) – вид изобразительного искусства – создание картин, наиболее полно и убедительно (живо) отражающих действительность. Основными средствами выразительности в живописи являются: колорит – цветовая, живописная согласованность; рисунок – изображение форм окружающего нас мира, их х ...

Задачи развития словесной памяти
В процессе обучения глухих необходимо помогать им овладеть запоминанием на длительный срок. Нужно следить не только за тем, чтобы запоминаемый материал был полностью понят детьми. Следует также, чтобы дети овладевали приемами произвольного запоминания. Пользование такими приемами облегчает последую ...

Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности в процессе обучения иностранному языку
Работа педагога – это всегда очень трудный процесс. А в наше время, когда престижность профессии падает, все особенно усложняется. В сфере искусства круг задач, стоящих перед педагогом, особенно широк, отсюда и особая сложность нашей профессии. Вся наша деятельность предполагает творческий подход к ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru