BriefEducation
Образование: теория и практика » Развитие волевого поведения детей дошкольного возраста » Развитие волевого поведения детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Развитие волевого поведения детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Страница 4

Но поскольку ПС заряжен чужой валентностью (отношением), он может побуждать, активность ребёнка только в присутствии носителя этого отношения, т.е. взрослого. Чтобы ПС стал достоянием самого ребёнка, необходим следующий этап, на котором взрослый поддерживает активность ребёнка и направляет её на этот предмет.

На этом этапе происходит фиксация новой действительности в сознании ребёнка, что неразрывно связано со становлением его собственного отношения к этому предмету и адекватных способов действия. Важность фактического присутствия, контроля и оценки взрослого для выполнения произвольных действий дошкольниками, которая неоднократно подчёркивалась многими исследователями, по-видимому, относится именно к этому этапу.

Только тогда, когда ПС осознаётся ребёнком и мотивирует его активность без участия взрослого, можно говорить, что новая реальность стала действительным достоянием ребёнка и что сформировалась новая потребность, которая проявляется в инициативных действиях ребёнка. Таким образом, потребность не предшествует деятельности, а завершает процесс её формирования.

После того, как ПС достаточно освоен в самостоятельной деятельности ребёнка, он может быть использован как средство в других видах деятельности, и прежде всего как средство общения со взрослым.

Таким образом, процесс овладения новым средством организации своего поведения проходит следующие этапы:

1. Латентный этап.

2. Открытие ПС.

3. Этап поддержки.

4. Становление потребности.

5. Использование ПС как средства.

Важно подчеркнуть, что на поведенческом уровне использование ПС как средства организации своего поведения возможно и без прохождения обозначенных этапов – как непосредственное прилаживание к внешним условиям, выполнение требований взрослого или выработка навыков и двигательных стереотипов, что достаточно часто наблюдается в практике воспитания детей. Однако перескакивание с 1 на 5 этап ведёт к тому, что используемое средство не осознаётся ребёнком, а потому не может служить для осознания собственного поведения. Действия ребёнка остаются неосознанными, навязанными извне, а потому непроизвольными в психологическом отношении (хотя внешне могут очень напоминать произвольные). В этой связи трудно согласиться с многими авторами, утверждающими, что волевое и произвольное поведение начинается с выполнения требований взрослого. Если эти требования остаются неосознанными и бессмысленными для ребёнка, говорить о произвольном поведении нельзя даже при наличии их выполнения. Произвольное поведение начинается с осознания средства овладения собой, которое возможно только тогда, когда это будущее средство становится предметом и мотивом деятельности ребёнка. Таким образом, воля и произвольность неразрывно связаны и едины в своём генезисе.

Важно подчеркнуть, что на всех этапах онтогенеза мотивированность и осознанность (воля и произвольность) выступают в неразрывном единстве. Чтобы действие стало свободным и осознанным, оно должно осуществляться в контексте значимых для ребёнка мотивов и осмыслено как свое собственное, а не навязанное извне. С другой стороны, осмысленность действия не может возникнуть вне его осознания. Как точно заметил М. Мамардашвили, «Не имеет смысла то, что достигается не собственным трудом, не на самом себе, без обострённого чувства сознания». Это «обострённое чувство сознания», которое явно проявлялось в наших исследованиях у детей в момент «открытия» нового предмета, неразрывно связано с рождением нового смысла и нового средства своей деятельности, которое становится средством овладения собой. Средством овладения собой может быть только то, что осознано как своё, не только значащее, но и осмысленное.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Высшее образование
История высшего образования во Франции уходит корнями в средневековье. Первый французский университет был основан в Париже в начале XIII века, в XIII-XIV вв. университеты появляются в Тулузе, Монпелье, Реймсе, Авиньоне, Орлеане и других городах. С XVI в. начинают создаваться первые высшие учебные з ...

Тематические уроки на базе школьного музея
Каждый музей ищет свои формы работы с посетителем, ориентируясь на особенности своей аудитории. В школьных музеях, учитывая большое значение в нравственном воспитании учащихся, проводятся уроки мужества, вечера и встречи с ветеранами ВОВ, тружениками тыла и т.д. Они проводятся ежегодно, как правило ...

Проблемы правового образования в современной школе
Целью правового образования является формирование правовой культуры школьников. Н.И. Элиасберг считает, что "компонентами правовой культуры являются: систематизированные научные знания о праве, законодательстве Российской Федерации, о реально существующем в обществе правопорядке, мерах его укр ...

Разделы

© 2018 Copyright www.briefeducation.ru