BriefEducation
Образование: теория и практика » Особенности усвоения значения старых слов детьми старшего дошкольного возраста » Начальный детский лексикон

Начальный детский лексикон

Страница 1

Активный и пассивный словарь ребенка исследовали Г.М. Лямина, Ф.И. Фрадкина, Р.Л. Розенгард-Пупко, С.Н. Цейтлин и другие. Они отмечали тот факт, что между продуцированием и восприятием речи существует значительный разрыв. Выделяют две стороны речи: пассивную (восприятие и понимание) и активную (произнесение).

С. Н Цейтлин отмечает, что "сопоставление первых пятидесяти слов разных детей позволяет выявить некоторые закономерности формирования начального детского лексикона. При всех иногда весьма значительных индивидуальных различиях между детьми есть некоторый достаточно стандартный набор понятий, который должен получить то или иное выражение в начальном лексиконе ребенка. При этом С. Н Цейтлин выделила "идеи, которые всегда вербализованы" в речи маленького ребенка:

1. Окружающие ребенка лица

мама - мама, ма

папа - папа, па

бабушка - баба, ба

дедушка - ди

маленький ребенок - ля

Катя - Катя, Кака, Ка

Аня-Аня-ня

Галя - Га

2. Птицы и животные

кошка - а-а-ау

собака - ава-ва, гоу-гоу

курочка - ко-ко

ворона - кх-кх

лошадь-го-го

лягушка - ка-ка

гусь - га-га

корова - м-м, м-му

утка - кра-кра

осел-и-иа

мышка - пи-пии

волк - у-у-у

коза - ме-е-е

овечка - бе

хрюша - Х-Х-Х

3. Природные явления

дождь - ка-ка

4. Игрушки

кукла - ля

книжка - бва-ва

мячик - чик

5. Еда

есть - ня-ня, ням, ням

пить - ть

сок - сь

яйцо - ко-ко

банан - ананан

6. Сон

спать - а-а-а, баи

7. Движение, прогулка

упал - пах, бах, бау

8. Одежда, обувь

трусики - у-у-у

9. Падение чего-нибудь

упасть - бах, пах, бау

10. Исчезновение чего-нибудь

нет - не (с жестом)

11. Место

там - м-м

12. Оценки

горячий - го, а-а

вкусный - ах, (иногда щелкает языком)

красивый - ах

плохой - фу

хороший - а-а (с жестом)

маленький - ма

большой - бо

13. Транспорт

машина - би-би

поезд - ту-ту

14. Купание

вода - ка

мыться - тьсь

15. Предметы в доме

дверь - чик

ключ - чик-чик

телефон - а-а (с жестом)

часы - ти

мусор - фу

фотоаппарат - чи

16. Естественные потребности

горшок - а-а

писать - а-а

какать - а-а

17. Состояние

больно - бобо (дует на больное место)

18. Некоторые действия и намерения

дай - най-най, дай

на - на-на

открыть - ить

19. согласие или отрицание

да - да (с кивком)

нет - не (мотает головой)

надо - нана

не буду - фу

20. Этикетные фразы

пока - па (с жестом)

спасибо - кивает головой

21. Нельзя, осуждение за поступок

нельзя - не (грозит пальцем)

не надо - нана, при этом мотает головой

ай-ай-ай - я-яяй (с жестом)

Как мы видим, в "идеях", которые выделила С.Н. Цейтлин, идет абсолютное преобладание слов из так называемого "языка нянь", а в их составе звукоподражательные слова - ономатопеи. Ономатопеи имеют следующие признаки:

простота звукового облика;

доступность для артикуляции в младшем возрасте;

мотивированность звуковой формы, имеющий понятный для ребенка звукоизобразительный характер. В речи детей встречаются звукокомплексы, которые по звуковому облику напоминают слова, но они лишены постоянного смысла.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Классификация ошибок по их психологической природе
В процессе мыслительной деятельности ученик познает новые объекты и связи между ними с помощью особых умственных операций. Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение. Эти операции составляют различные взаимосвязанные, переходящие дру ...

Развитие познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста без речевой патологии
Познавательные психические процессы – ощущение, восприятие, мышление, воображение, память – формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе Исследования Л.С. Выготског ...

Возможности использования зарубежного опыта в отечественной практике
Условия экономической неопределенности все настойчивее требуют от высшей школы подготовки специалистов, отвечающих так называемому евростандарту, то есть, владеющих тем набором качеств и свойств, которым придается особое значение при подготовке инженеров в странах Европейского сообщества. Помимо пр ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru