BriefEducation
Образование: теория и практика » Особенности усвоения значения старых слов детьми старшего дошкольного возраста » Начальный детский лексикон

Начальный детский лексикон

Страница 1

Активный и пассивный словарь ребенка исследовали Г.М. Лямина, Ф.И. Фрадкина, Р.Л. Розенгард-Пупко, С.Н. Цейтлин и другие. Они отмечали тот факт, что между продуцированием и восприятием речи существует значительный разрыв. Выделяют две стороны речи: пассивную (восприятие и понимание) и активную (произнесение).

С. Н Цейтлин отмечает, что "сопоставление первых пятидесяти слов разных детей позволяет выявить некоторые закономерности формирования начального детского лексикона. При всех иногда весьма значительных индивидуальных различиях между детьми есть некоторый достаточно стандартный набор понятий, который должен получить то или иное выражение в начальном лексиконе ребенка. При этом С. Н Цейтлин выделила "идеи, которые всегда вербализованы" в речи маленького ребенка:

1. Окружающие ребенка лица

мама - мама, ма

папа - папа, па

бабушка - баба, ба

дедушка - ди

маленький ребенок - ля

Катя - Катя, Кака, Ка

Аня-Аня-ня

Галя - Га

2. Птицы и животные

кошка - а-а-ау

собака - ава-ва, гоу-гоу

курочка - ко-ко

ворона - кх-кх

лошадь-го-го

лягушка - ка-ка

гусь - га-га

корова - м-м, м-му

утка - кра-кра

осел-и-иа

мышка - пи-пии

волк - у-у-у

коза - ме-е-е

овечка - бе

хрюша - Х-Х-Х

3. Природные явления

дождь - ка-ка

4. Игрушки

кукла - ля

книжка - бва-ва

мячик - чик

5. Еда

есть - ня-ня, ням, ням

пить - ть

сок - сь

яйцо - ко-ко

банан - ананан

6. Сон

спать - а-а-а, баи

7. Движение, прогулка

упал - пах, бах, бау

8. Одежда, обувь

трусики - у-у-у

9. Падение чего-нибудь

упасть - бах, пах, бау

10. Исчезновение чего-нибудь

нет - не (с жестом)

11. Место

там - м-м

12. Оценки

горячий - го, а-а

вкусный - ах, (иногда щелкает языком)

красивый - ах

плохой - фу

хороший - а-а (с жестом)

маленький - ма

большой - бо

13. Транспорт

машина - би-би

поезд - ту-ту

14. Купание

вода - ка

мыться - тьсь

15. Предметы в доме

дверь - чик

ключ - чик-чик

телефон - а-а (с жестом)

часы - ти

мусор - фу

фотоаппарат - чи

16. Естественные потребности

горшок - а-а

писать - а-а

какать - а-а

17. Состояние

больно - бобо (дует на больное место)

18. Некоторые действия и намерения

дай - най-най, дай

на - на-на

открыть - ить

19. согласие или отрицание

да - да (с кивком)

нет - не (мотает головой)

надо - нана

не буду - фу

20. Этикетные фразы

пока - па (с жестом)

спасибо - кивает головой

21. Нельзя, осуждение за поступок

нельзя - не (грозит пальцем)

не надо - нана, при этом мотает головой

ай-ай-ай - я-яяй (с жестом)

Как мы видим, в "идеях", которые выделила С.Н. Цейтлин, идет абсолютное преобладание слов из так называемого "языка нянь", а в их составе звукоподражательные слова - ономатопеи. Ономатопеи имеют следующие признаки:

простота звукового облика;

доступность для артикуляции в младшем возрасте;

мотивированность звуковой формы, имеющий понятный для ребенка звукоизобразительный характер. В речи детей встречаются звукокомплексы, которые по звуковому облику напоминают слова, но они лишены постоянного смысла.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Использование исторических задач в процессе обучения
Задача - вопрос, требующий нахождения решения по известным данным с соблюдением известных условий. На рубеже XX - XXI веков в гуманитарной образовательной практике широкое распространение получили исторические задачи. Причем, они полностью отвечали критериям научного определения: наличие вводной ин ...

Конспекты уроков с использованием межпредметных связей
Тема: «Бабочки на лугу». Работа с разными материалами. 2 класс Цели: – учить делать разметку куска пластилина на глаз; – научить делить круг на 8 равных частей; – совершенствовать умение планировать предстоящую работу; – закреплять правила техники безопасности при работе с острыми предметами; – раз ...

Изучение познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с ОНР 1 уровня
Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста в условиях специального детского сада требует всестороннего изучения их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения. Пр ...

Разделы

© 2021 Copyright www.briefeducation.ru