Активный и пассивный словарь ребенка исследовали Г.М. Лямина, Ф.И. Фрадкина, Р.Л. Розенгард-Пупко, С.Н. Цейтлин и другие. Они отмечали тот факт, что между продуцированием и восприятием речи существует значительный разрыв. Выделяют две стороны речи: пассивную (восприятие и понимание) и активную (произнесение).
С. Н Цейтлин отмечает, что "сопоставление первых пятидесяти слов разных детей позволяет выявить некоторые закономерности формирования начального детского лексикона. При всех иногда весьма значительных индивидуальных различиях между детьми есть некоторый достаточно стандартный набор понятий, который должен получить то или иное выражение в начальном лексиконе ребенка. При этом С. Н Цейтлин выделила "идеи, которые всегда вербализованы" в речи маленького ребенка:
1. Окружающие ребенка лица
мама - мама, ма
папа - папа, па
бабушка - баба, ба
дедушка - ди
маленький ребенок - ля
Катя - Катя, Кака, Ка
Аня-Аня-ня
Галя - Га
2. Птицы и животные
кошка - а-а-ау
собака - ава-ва, гоу-гоу
курочка - ко-ко
ворона - кх-кх
лошадь-го-го
лягушка - ка-ка
гусь - га-га
корова - м-м, м-му
утка - кра-кра
осел-и-иа
мышка - пи-пии
волк - у-у-у
коза - ме-е-е
овечка - бе
хрюша - Х-Х-Х
3. Природные явления
дождь - ка-ка
4. Игрушки
кукла - ля
книжка - бва-ва
мячик - чик
5. Еда
есть - ня-ня, ням, ням
пить - ть
сок - сь
яйцо - ко-ко
банан - ананан
6. Сон
спать - а-а-а, баи
7. Движение, прогулка
упал - пах, бах, бау
8. Одежда, обувь
трусики - у-у-у
9. Падение чего-нибудь
упасть - бах, пах, бау
10. Исчезновение чего-нибудь
нет - не (с жестом)
11. Место
там - м-м
12. Оценки
горячий - го, а-а
вкусный - ах, (иногда щелкает языком)
красивый - ах
плохой - фу
хороший - а-а (с жестом)
маленький - ма
большой - бо
13. Транспорт
машина - би-би
поезд - ту-ту
14. Купание
вода - ка
мыться - тьсь
15. Предметы в доме
дверь - чик
ключ - чик-чик
телефон - а-а (с жестом)
часы - ти
мусор - фу
фотоаппарат - чи
16. Естественные потребности
горшок - а-а
писать - а-а
какать - а-а
17. Состояние
больно - бобо (дует на больное место)
18. Некоторые действия и намерения
дай - най-най, дай
на - на-на
открыть - ить
19. согласие или отрицание
да - да (с кивком)
нет - не (мотает головой)
надо - нана
не буду - фу
20. Этикетные фразы
пока - па (с жестом)
спасибо - кивает головой
21. Нельзя, осуждение за поступок
нельзя - не (грозит пальцем)
не надо - нана, при этом мотает головой
ай-ай-ай - я-яяй (с жестом)
Как мы видим, в "идеях", которые выделила С.Н. Цейтлин, идет абсолютное преобладание слов из так называемого "языка нянь", а в их составе звукоподражательные слова - ономатопеи. Ономатопеи имеют следующие признаки:
простота звукового облика;
доступность для артикуляции в младшем возрасте;
мотивированность звуковой формы, имеющий понятный для ребенка звукоизобразительный характер. В речи детей встречаются звукокомплексы, которые по звуковому облику напоминают слова, но они лишены постоянного смысла.
Материалы по педагогике:
Приемы организации умственных действий на уроках математики с детьми
шестилетнего возраста
Развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. Эта деятельность может быть репродуктивной и продуктивной. Они тесно связаны между собой, но в зависимости от того, какой вид деятельности преобладает, обучение оказывает различное влияние на развити ...
Доначальное образование
Доначальное образование во Франции имеет более чем 150-летнюю историю. Предшественники материнских школ – «комнаты приюта» – были созданы мэром Парижа Кошаном в 1826 г., а в 1837 г. они стали бесплатными учебными заведениями. Законы 1881 и 1886 гг. включили материнские школы в состав начальной школ ...
Методы развития волевого поведения детей дошкольного возраста
Все волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека, и особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст. Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности. Рассматривая основные факторы, обеспечивающие р ...