BriefEducation
Образование: теория и практика » Личность и профессиональная компетентность учителя права современной российской школы » Традиционные и инновационные технологии правового обучения

Традиционные и инновационные технологии правового обучения

Страница 8

По такой же схеме можно провести игровое моделирование местного референдума по какой-либо реально существующей в городе проблеме и в строгом соответствии с Законом.

Иллюстративные игры

Иллюстративные игры применяются в обучении с целью детального разъяснения правовых явлений, понятий. Каждая такая игра создается для иллюстрации определенного конкретного юридического понятия, явления, мысли: поэтому она не может служить моделью, на ее основе не может быть сконструировано несколько идентичных игр с другими подробностями (как в ролевых).

Обычно иллюстративные игры проводятся для 7—8 классов.

«Ты не один». Варианты этого игрового приема часто встречаются в психотехнике и актерском тренинге. В правовом обучении они показывают:

— что люди зависят в своих действиях, решениях от других людей, что все члены общества достаточно крепко связаны;

– что жизнь в обществе заставляет людей постоянно искать компромисс, вырабатывать решения, согласовывающие интересы многих.

Возможно, после игры дети дополнят этот перечень.

А) Упражнение «Связка». Для игры понадобится прочная веревка длиной в несколько метров. Три игрока обвязываются веревкой и с этого момента могут двигаться только вместе. Остальные члены клуба разделяются на три группы, занимают в помещении место подальше друг от друга и с воодушевлением начинают заниматься чем-то таинственным и очень непонятным для стоящих в связке (перешептываются, хохочут, вместе что-то рисуют и т. п.). Их задача — сделать так, чтобы связанные захотели посмотреть, что делается в группах. Но поскольку существует ограничение каким-либо предварительно введенным условием (например лимитом времени) или же каждой группе удалось придумать действие, особенно интересное только для одного из тройки, достичь единодушного согласия о направлении движения в связке не удастся, и им придется договариваться.

Веревка наглядно показывает, как происходит поиск компромисса: она провисает, когда игроки достигли взаимопонимания, и натягивается, когда они непримиримы. Во время обсуждения игры можно поговорить и о способах, которые применяли ученики для выработки решения: убеждение, давление и т. д.

Б) Упражнение «Цепочка» («Гусеничка»). Для игры понадобятся воздушные шарики на один меньше числа игроков. Участники строятся цепочкой, положив руки на плечи впередистоящего; между животом одного играющего и спиной другого зажат воздушный шарик, который запрещается поправлять и придерживать руками. Теперь цепочка получает задание: пройти по маршруту, преодолеть препятствия (перевернутые стулья, натянутые веревки, завороты в самых неожиданных местах). Практически сразу участникам становится ясно, что успех общего движения напрямую зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных.

Обе игры желательно провести друг за другом, а потом учитель права задает школьникам такие вопросы: «Что ощущали участники во время игры?», «Какие наблюдения и выводы они сделали из этого игрового переживания?»

«Яблоко». Игра внешне похожа на сюжетно-ролевую, но имеет жестко-заданный итог: в конце игры ученики должны прийти к мысли о создании закона как всеобщего обязательного регулятора отношений. Задается сюжет: «В первобытном племени на народное собрание приходят шесть человек (три пары) и обращаются к старейшине. Каждая пара состоит из человека, укравшего яблоко, и хозяина яблоневого сада (дерева). Слушаются три истории (происходит ролевой рассказ пар о том, как все было), в каждой из них одинаковое преступление, но разное наказание:

- первого вора первый хозяин отпустил;

- второго вора второй хозяин сильно избил;

- у третьего вора третий хозяин забрал имущество и продал семью в рабство.

Хозяева могут обосновывать принятые ими меры (своей добротой, обстоятельствами жизни и пр.).

Каждый воришка протягивает старейшине яблоко (зримый элемент игры) и недоумевает: «Как же так? Почему за одинаковое дело нас наказали по-разному? Где справедливость? Рассуди, как судили предки!» Старейшина бессилен: «Раньше у нас не было яблоневых садов!» Происходит общенародное обсуждение (желательно, чтобы те шесть участников, которые имеют конкретные роли, здесь максимально проявили себя). В результате вырабатывается принцип правил единых для всех случаев и обязательных для всех людей.

«Разные значения слова «закон»». С помощью этой игры можно наглядно рассмотреть и обсудить отличие законов юридических от нравственных и природных.

Ведущий предлагает поиграть в какую-нибудь известную детскую игру (например, когда число играющих на одного больше количества стульев, и надо успеть сесть по команде; оставшийся без места водит). «Время от времени, — говорит ведущий, — я буду добавлять новые правила, двух учеников попрошу быть экспертами и в конце игры сказать, хороши ли были новые правила и стоит ли их оставить в описании игры». Игра начинается, и 2-3 раунда ребята играют по заданным правилам. Затем ведущий вводит новое: «Все должны не добегать до своих мест, а допрыгивать на одной ножке». Ребята играют раунд с этим правилом.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Материалы по педагогике:

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru