BriefEducation
Образование: теория и практика » Особенности усвоения значения старых слов детьми старшего дошкольного возраста » Связь речи и мышления

Связь речи и мышления

Страница 1

Основные тенденции развития речи ребенка дошкольного и раннего возраста раскрыты в работах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже.

Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определение взаимоотношения со всеми психическими процессами. С точки зрения С.Л. Рубинштейна, определенный уровень развития мышления является предпосылкой каждого дальнейшего шага в речевом развитии ребенка. "Сама формулировка мысли в слове приводит к тому, что ребенок в результате лучше понимает, чем понимал до словесной формулировки. Речь, таким образом, не только сообщает готовую мысль, она включается в процесс формирования мышления".

Речь ребенка и развитие его мышления исследовал Ж. Пиаже - основатель школы генетической психологии. Вклад Пиаже в изучение мышления ребенка огромен и его взгляд на детскую речь заслуживает особого внимания. Он акцентировал роль общения и языка, полагая, что речь ребенка развивается от диалога с другими и с самим собой (так называемая эгоцентрическая речь) к интериориации, перемещению этого диалога вовнутрь.

Речь ребенка включается в мышление достаточно рано. Дословесное мышление первых двух лет жизни "предметно и конкретно". Уже на втором году жизни взрослый не только комментирует действия, ставит перед ребенком проблемы. Под влиянием речи взрослых ребенок быстрее переходит от случайных проб к результативным действиям. Процесс мышления перестраивается, у ребенка появляются вопросы, причинно-следственные связи. Только к концу второго года, после овладения речью, возможно логическое мышление, когда ребенок начинает обобщать предметы, давать названия всем окружающим предметам и явлениям. Мысль соединяется со словом, и речь становится средством мышления.

Сначала ребенок мыслит целыми ситуациями, целыми связными частями, не расчленяя и не отделяя один предмет от другого. Такое мышление является преобразующей формой мышления у ребенка дошкольного возраста и держится в области словесного мышления у школьника.

Такое явление в области мышления называется синкретизм, он заключается в бессвязной связности мышления. Ребенок связывает то, что взрослые обязательно расчленяют (солнце не падает, потому, что оно горячее).

Ребенок младшего дошкольного возраста говорит сначала одиночные слова, потом фразы, позже набирается круг отрывочных слов, а в возрасте 5-ти лет он уже может устанавливать связь между словами в пределах одного предложения с подлежащим и сказуемым. Затем стадия развития, когда ребенок устанавливает связь между элементами главного и придаточного предложения, и говорит сложные предложения. Развитие речи ребенка влияет на мышление и перестраивает его.

Таким образом, между речью и мышлением существует единство. И в этом единстве мышления и речи, ведущим является мышление.

Начальные формы мышления - наглядно-действенное (1-3 года) и наглядно-образное (4-5 лет). Параллельно с наглядно-образным в дошкольном возрасте развивается и логическое, в частности, причинное, в формировании которого речь приобретает особое значение. Процессы логического мышления опираются на усвоенные понятия и во многом соприкасаются с речевыми процессами. Речь определяет ориентировочную часть деятельности, и только затем следует ее выполнение.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Результаты анкетирования родителей и педагогов
На III этапе исследования мы провели анкетирование родителей и педагогов. Анкетирование родителей Цель исследования: выяснить, какие пути и средства используют родители в семье для объяснения детям устаревшей лексики. Контингент: для реализации поставленной цели мы провели анкетирование 20 родителе ...

Основные направления деятельности школ искусств на современном этапе
В последнее десятилетие в системе художественного образования Российской Федерации происходят существенные изменения, обусловленные новой социально-экономической ситуацией переустройства Российского государства, вхождением России в мировую культурно-образовательную среду, процессом переосмысления ц ...

Память сердца
Прошло уже много лет. Давно умерли прабабушки и прадедушки, одни из эвакуированных, не вернувшиеся в Керчь. Дело в том, что сразу после войны прабабушка заболела туберкулёзом, это задержало отъезд. Слава Богу, всё обошлось, её смогли излечить от недуга. За это время они привыкли к Сибири, прабабушк ...

© 2021 Copyright www.briefeducation.ru