BriefEducation
Образование: теория и практика » Способы контроля, проверки и оценивания знаний, умений и навыков по курсу "Трудовое обучение" в 1-ом классе » Сущность контроля и проверки

Сущность контроля и проверки

Страница 1

Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития. Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Контроль и оценка в начальной школе имеют несколько функций.

При реализации этих функций происходит развитие речи, мышления, памяти, умения использовать задания в стандартной и новой ситуации, решать проблемы и выполнять самостоятельные работы.

Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Образованность в данном случае используется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьников, сформированности его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности.

Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя эта функция осуществляется как констатация качества усвоения учащимися учебного материала. В качество усвоения материала входят: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи. При реализации образовательной функции контроля устанавливается динамика успеваемости учащегося, сформированность его качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне ее, а также степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Появляется возможность выявить проблемные области в работе.

Действие проверяющей функции выражается в проверке запоминания и воспроизведения учебного материала, умения выполнять различные действия с ним. Содержанием школьного контроля является также сформированность мотивов учения и деятельности, социальные качества (чувство ответственности, моральные нормы, поведение). Однако исследования показали, что учитель реализует фактически только проверочную функцию контроля, а выявление некоторых качеств личности в рамках проверки результатов обучения может расцениваться как вмешательство во внутренний мир человека. Так, в письме «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы» от сентября 2000г. записано, что никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, индивидуальные особенности школьников, своеобразие психических процессов.

Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд "отстающих", усугубить низкую самооценку, нарушить контакт с взрослыми и сверстниками.Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в том, чтобы ориентировать учащегося на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшим. Это положение соотносится с одним из главных законов педагогики начального обучения: младший школьник должен учиться на успехе. Ситуация успеха и эмоционального благополучия - предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Как мы понимаем творческие способности
Л.С. Выготский в книге «Воображение и творчество» писал: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко придти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или в меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского разви ...

Результаты внедрения проекта «Мир сказок»
Для проведения данного эксперимента нами была выбрана студия керамики гимназии №6, дети младшего школьного возраста, занимающиеся второй год. Специального отбора не проводилось. Дети были разделены на 2 группы эксперементальную и контрольную. Занятия в контрольной группе проводились по текущей прог ...

Современные проблемы дидактических принципов обучения
Современная педагогика и дидактика, опираясь на основные общедидактические принципы, пока не могут предложить окончательно сформированную систему принципов обучения. Совершенно очевидно, что одной из серьезных причин этого является отсутствие удовлетворительного единого основания для классификации ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru