Дети начинают лучше использовать понятия и оперировать ими в уме. Высших форм своего развития логическое мышление достигает в старшем дошкольном возрасте.
С физиологической точки зрения слово является универсальным средством сигнализации, которое может заменить все возможные для человека раздражители. Усвоение слова есть образование временной нервной связи между ним и образом объекта реального мира. Эти связи образуются в коре головного мозга по законам, открытым И.П. Павловым.
Слово только тогда становится заменителем реального предмета, когда в его основе есть реальные представления. Бывает, что, запомнив слово, ребенок не всегда соотносит его с действительностью. В этом случае нарушается связь между первой и второй сигнальными системами, и искажаются его представления об окружающем мире. Физиологическая сущность слова, так же, как и его лингвистические характеристики, обуславливают такой принцип в обучении языку и речи, как наглядность.
С психологической точки зрения значение есть обобщение, выражающее понятие. Значение слова есть "единство обобщения и общения, коммуникации и мышления". "Обобщение и значение слова суть синонимы". Именно в значении слова "завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением".
По данным Ф.И. Фрадкиной, уже с 10-11 месяцев ребенок начинает реагировать не только на звуковую сторону слова, но на его содержание. Сначала слово ассоциируется для малыша с конкретным единичным предметом. Постепенно с развитием способности обобщения оно начинает обозначать все предметы данной категории [цит. по Алексеевой, Яшиной 1997: 96].
М.М. Кольцова охарактеризовала путь развития обобщения у детей таким образом: сначала слово выступает для ребенка лишь как компонент сложного воздействия взрослого, как компонент целой ситуации, которая включает и жесты, и интонацию, и обстановку, в которой это слово сказано.
Затем слово становится интегрирующим сигналом, проходя при этом ряд промежуточных ступеней.
В конце первого - начале второго года жизни слово обозначает один конкретный предмет, соответствуя его чувственному образцу. К концу второго жизни слово обозначает группу однородных предметов ("чашка" - это различные чашки).
В 3-3,5 года слово объединяет несколько групп однородных предметов: мебель, игрушки, одежда. В 4-5 лет ребенок использует слова, содержащие итог предыдущих обобщений. Например, слово "растение" включает такие группы, как деревья, ягоды, фрукты и прочее. Но такое обобщение строится по-прежнему на наиболее ярких признаках, которые ребенок усвоил в собственной практической деятельности. То есть обобщение, содержащееся в слове, остается конкретным и наглядным. За каждым, словом дошкольника стоит представление о конкретном предмете или ситуации. Старший дошкольник, употребляя слова, обозначающие абстрактные категории, объясняет их, исходя из своего опыта взаимодействия с окружающими. Например, добрый тот, кто не дерется. Моральные понятия привязаны к конкретной ситуации. Поэтому в речи ребенка преобладают слова, обозначающие конкретные объекты, максимально приближенные к самому ребенку, объекты, с которыми он постоянно действует.
Материалы по педагогике:
Влияние семьи как социального института на формирование личности ребенка
Среди множества современных социальных институтов семья занимает одно из первых мест. Ее первостепенное влияние на ребенка нельзя отрицать, так как она закладывает фундамент будущей общественной жизни ребенка. Семья – это одна из ветвей воспитания подрастающего поколения, вторая – общественное. Сег ...
Восточно-Сибирская государственная Академия образования
История ВСГАО берет начало от открытия в 1909 году Учительского института. За свою 100-летнюю историю Восточно-Сибирская академия образования неоднократно меняла своё название. 1909 — Иркутский учительский институт 1918 — Восточно-Сибирский институт народного образования 1921 — Педагогический факул ...
Постановка оперативных целей обучения и выбор источников
информации
Если проанализировать стратегические цели, стоящие перед высшей школой, – всестороннее развитие личности, гарантирующее готовность к профессиональной деятельности –, то реализация этих целей возможна лишь на пути усвоения студентами суммы знаний, умений и навыков, определенных учебными программами. ...