BriefEducation
Образование: теория и практика » Тестовый контроль знаний школьников по истории » Характеристика структуры опытно-экспериментальной работы и её основных элементов

Характеристика структуры опытно-экспериментальной работы и её основных элементов

Страница 2

Итоговый контроль проводится в конце изучения курса истории с целью выявления степени овладения учащимися системой знаний по предмету история. Традиционной формой итогового контроля по предмету история является экзамен, позволяющий установить на сколько полны и глубоки приобретенные учащимися знания, соответствуют ли они их убеждениям, на сколько реальны в использовании исторического опыта в повседневной жизни.

Практика проведения занятий по истории, внедрение различных педагогических технологий позволяют организовывать проверку и контроль знаний учащихся на различных этапах учебного процесса:

1. Проверка домашнего задания.

2. Актуализация опорных знаний и способов действий

3. Применение знаний, формирование умений.

4. Контроль и учет знаний

В своей педагогической деятельности я использую следующие методы: устный опрос, дискуссия; защита докладов и рефератов; письменная работа; тестирование.

Традиционно на занятиях по истории устному опросу отводится часть урока. На уроках закрепления знаний, повторительно-обобщающих, семинарах, зачетах устному опросу может быть посвящен весь урок. Главная цель – выявить наличие, понимание и устойчивость знаний по текущей изучаемой теме или нескольким темам.

Устный опрос проводится, как правило, на каждом занятии по истории по материалу предшествующего урока. Моя задача заключается прежде всего в том, чтобы получить от учащегося небольшой, но связный рассказ с указанием дат исторических событий, известных личностей, показом по карте.

Собственная практика проведения опроса учащихся на уроках истории позволило сформировать систему несложных организационно-методических моментов:

1) вопрос для развернутого ответа необходимо ставить перед всем классом, мобилизуя таким образом знания и активность каждого, и только после небольшой паузы следует приглашать ученика для развернутого ответа. На своих уроках я практикую ответы учащихся у доски, перед классом, что способствует развитию у них вырабатывать привычку к четкой и логической речи, точности формулировок, формированию речевого этикета и навыков публичного выступления.

Ни в младших, ни в старших классах недопустимо превращать опрос в диалог между отвечающим и учителем, вполголоса, без участия остальных школьников.

2) во время опроса учебники должны лежать на парте в закрытом виде - это обязательное требование, выполнение которого необходимо для того, чтобы учащиеся не отвлекались от коллективной работы класса: участие в беседе или дискуссии, оценивание и рецензирование ответа. Обращение к учебнику разрешается только в случае необходимости, например уточнения, наведения справки, дословного комментария фраз и высказываний историков или исторических личностей, обращение к карте или сложной схеме и т.д. В случае необходимости уточнения, наведения справки учащиеся по указанию учителя открывают учебник на нужной странице.

3) прерывать учащегося допустимо лишь в особых случаях: отклонения от темы, существа поставленного вопроса, перегрузки ответа второстепенными деталями. Важно, чтобы школьники уже в 4-5 классах начали овладевать определенными навыками изложения исторического материала, например, о войне нужно рассказывать по плану:

1. Причины.

2. Характер войны.

3. Ход военных действий.

4. Итоги войны.

Для организации и облегчения ответа у доски мною используются различные вспомогательные дидактические средства: карты, картины, портреты, фрагменты видео- и аудиозаписей.

Таким образом, в ходе опроса осуществляется формирование и дальнейшее развитие умений и навыков учащихся: умения рассказывать и планировать свой ответ, вести рассказ, опираясь на содержание картины или сопровождая его показом по карте, анализировать факты и делать выводы и обобщения, сопоставлять и сравнивать.

4) встречаются школьники способные изложить материал почти «слово в слово» по учебнику. Для проверки прочности усвоения материала учащимся следует задавать дополнительные вопросы по ранее пройденному материалу. Использование нестандартных ситуаций или познавательных заданий и задач позволяют определить степень понимания изложенного материала, его практическую значимость и использование.

Следующий метод, используемый мною в педагогической практике проверки знаний учащихся по предмету истории, является письменная работа или опрос с помощью карточек.

На письменный опрос выносится не более двух вопросов (ситуаций, заданий), с помощью которых можно организовать терминологический диктант, краткий анализ или план-конспект, эссе по изученному материалу. Недостатки такой формы контроля заключаются в следующем: проверка и анализ работ требует затрат времени, не выполняются диагностическая и контрольно-корректирующая функции, так как невозможно оперативно получить результаты опроса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Теория активизации познавательной деятельности. Роль познавательного интереса
Каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, характера, поведения, эмоций, что требует дифференциации в обучении. Учитель должен знать, что такое познавательная активность, каковы особенности и условия ее развития у школьников, какими приемами след ...

Биогеоценоз и его компоненты
Группа популяций разных видов, населяющая определенную территорию, образует сообщество. Березовые леса отличаются от дубрав не только древесным составом, но и подлеском и травяным покровом. Каждое растительное сообщество населено свойственными ему сообществами животных, грибов и микроорганизмов. Вс ...

Основные характеристики образовательной среды, обеспечивающие ее реабилитационные свойства
Основные характеристики образовательной среды, обеспечивающие ее реабилитационные свойства, таким образом, можно первоначально представить свойством диалогичности. Диалогичность - качество среды, характеризующееся взаимодействием всех субъектов образовательного процесса. Школа, являющаяся субъектом ...

Разделы

© 2018 Copyright www.briefeducation.ru