- с целью выявления уровня знаний, приобретенных учащимися на лекции (осуществляется сразу после лекции в конце урока).
Тестирование эффективно в больших классах, где опросить каждого по одному разу даже в течение месяца не всегда представляется возможным.
Тестирование эффективно, если в его основе лежат 3 фактора:
- длительность (учебная четверть, учебный год, все годы изучения курса истории);
- периодичность (на каждом занятии, после изучения каждой темы, каждого раздела и т.д.);
- комплексность (тесты требуют всесторонних знаний: теоретических, факто-событийных, хронологических, синхронических).
Опыт преподавания истории позволяет мне постепенно, но целенаправленно формировать собственную систему тестовых заданий по истории. Основу работы составляет система, разработанная группой О.И. Бородиной, предполагающая тестирование в ходе обучения истории и по его итогам. Тесты носят учебно-тематический характер, охватывают все сферы истории России, современной цивилизации, предполагают выбор варианта ответа из 3-4 . Авторы рекомендуют следующую организацию тестирования:
«Итоговое тестирование.
… на итоговом занятии дата которого должна быть известна заранее, каждый ученик получает один тест, состоящий из десяти вопросов. Ему необходимо выбрать любые 8 вопросов и подчеркнуть правильные ответы в них. За 8 правильных ответов - оценка «5», за 7 – «4», за 6 – «3». Учащийся, ответивший менее чем на 6 вопросов, итоговое тестирование не проходит, и на усмотрение учителя ему может быть предложен дополнительный тест. На итоговое тестирование отводится от 20 до 30 минут, в зависимости от степени подготовленности учащихся…
Тестирование в ходе обучения.
Вопросы тестов могут быть использованы для организации тестирования в ходе обучения. Например, после изучения какой-либо темы учащимся предлагается выбрать правильные ответы в соответствующих теме вопросах. В этом случае преподаватель сам заранее устанавливает за какое количество вопросов какую оценку он будет выставлять. Такое тестирование менее эффективно, но в определенных случаях может быть организовано. Например, для слабо успевающих учащихся…
Самопроверка.
Тесты могут быть использованы и для самопроверки знаний по истории самими учащимися. Кроме того, преподаватель может использовать тесты и как домашнее задание с последующим разбором неправильных ответов. В виде домашнего задания можно давать учащимся и вопросы исторической олимпиады для получения ими дополнительной оценки.
Тесты могут быть использованы и для того чтобы проверить свои знания по истории и подготовиться к вступительным экзаменам в ВУЗы…».
Вызывает интерес подход Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой, предполагающий использовать тест при отработке всех компонентов учебного исторического материала с целью:
- выявления хронологических знаний;
- выявления картографических знаний и умений;
- выявление знания главных и неглавных исторических фактов;
- выявление теоретических исторических знаний.
В.П. Беспалько, подведя классификацию учебной деятельности к 5 уровням (понимание, узнавание, воспроизведение, применений, творчество), соответственно предлагает тесты с вопросами 5 уровней сложности.
Свою педагогическую работу по созданию тестов и соответственно формированию единой тестовой системы контроля знаний по предмету история я осуществляю поэтапно.
1 этап. Отбор учебного материала, подлежащего тестовому контролю, и его спецификация. Для этих целей я выделяю круг тем отдельных модулей, включаемых в тест, и определяю относительное количество заданий, которым должен быть представлен каждый модуль предмета. Мною четко и однозначно описываются все знания, умения и навыки, владение которыми проверяется с помощью теста. Иными словами, на мой взгляд, четкое описание содержания теста и согласование с целями тестирования позволяют разработать достаточно качественные тестовые задания.
Например, структура итогового теста по курсу «Отечественная история» 10 класс. Основная цель курса «Отечественная история» – познакомить учащегося с основными этапами истории России, ее внешней и внутренней политики, определить смысл и механизмы исторической преемственности
Содержание предмета «Отечественная история», укладывается в восемь модулей, по которым задания в итоговом тесте могут быть распределены следующим образом:
Создание заданий в тестовой форме по всему предмету истории или по проверяемой теме, разделу, объединение их в тематические группы, комплектование первичного, пробного, теста. Задания, входящие в тест, мною подбираются так, чтобы они давали основу для проверки некоторых из таких категорий приобретенных знаний, как: названия, имена; смысл слов, названий и имен; факты; определения; сравнение, сопоставление объектов; противоположности, противоречия, антонимы и т.п.; ассоциации; классификации; причинно-следственные отношения; алгоритмы, процедуры; технологии и технологические понятия; вероятностные понятия; абстрактные понятия; методология предмета.
Материалы по педагогике:
Географическая площадка. Репродуктивный метод обучения географии
Географическая площадка - это лаборатория учителя географии под открытым небом. Работа на площадке развивает умение наблюдать происходящее явление или процесс. Для организации географической площадки нужен небольшой участок земли (10 *10; если место для класса - 21*12). Место для географической пло ...
Требования Государственной программы образования
Геометрический материал (как и алгебраический) не выделяется в программе и в реальном процессе обучения в качестве самостоятельно раздела. Вопросы геометрического содержания рассматриваются всегда, когда это оказывается возможным, в тесной связи с рассмотрением остальных вопросов курса. Однако, как ...
Формирование и развитие навыков самостоятельной творческой деятельности с
использованием учебной игры на уроках английского языка
Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения. Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие пот ...