Из приведённых таблиц 1-2 видим, что дети как в той, так и в другой группе находятся на низком уровне развития творческих способностей, внимания, речи. Среди них есть даже такие, кто не справился ни с одним из предложенных заданий. Всего три человека из данных групп учащихся справились со всеми заданиями, но при этом допускали небольшие ошибки и недочёты.
Процессы: внимание, мышление, речь, творческое воображение у этих ребят слабо развиты и при разработке системы коррекционно-развивающих занятий необходимо будет учитывать и выявленный уровень развития детей, и их индивидуальные психологические особенности.
Для того, чтобы более наглядно представить себе общую картину развития творческих способностей учащихся контрольной и экспериментальной групп, построим по результатам констатирующего этапа эксперимента сравнительные диаграммы по всем трём уровням.
На диаграммах 1-3
ось Х – номера заданий,
1 - «Лабиринт».
2 - «Корректурная проба».
3 - «Домик».
4 - Игра «Танграм» - «Геометрический конструктор».
Составление фигуры – силуэта зайца по образцу
5. - Игра «Танграм» - «Геометрический конструктор».
Составление произвольной фигуры – творческое задание.
6. - Упражнение «Оживление».
ось Y – количество человек данного уровня.
Диаграммы результатов констатирующего эксперимента.
Диаграмма 1. Средний уровень.
Диаграмма 2. Низкий уровень.
Диаграмма 3. Очень низкий уровень.
Из диаграмм 1-3 видно, что у учащихся экспериментальной и контрольной групп результат выполнения заданий находятся примерно на одном уровне. Как в той, так и в другой группах большинство детей нуждались в помощи при выполнении заданий, а некоторые так и не смогли с ними справиться.
Таким образом, наблюдая за детьми в экспериментальной группе во время выполнения ими заданий, а так же проанализировав результаты эксперимента, мы выделили три группы детей с различными возможностями развития творческих способностей.
К I группе относятся Лена, Юля. Для них не составили труда предложенные задания, они довольно быстро включались в работу и выполнили её с небольшими недочётами. Лена и Юля испытывают трудности при использовании фразовой речи, умеют планировать предстоящую работу. Данные дети способны проконтролировать своих товарищей и оказать им посильную помощь. Это – будущие помощники педагога.
II группа – Виталик, Максим, Алёша, Наташа, Саша, Валя. Эти дети испытывают затруднения при выполнении экспериментальных заданий. Их внимание находится на низком уровне, поэтому они допустили ошибки при работе по образцу; речь находится на низком уровне развития, поэтому осознанное восприятие слабо развито. Ребята не смогли в полной мере справиться с творческим заданием. При кружковой работе необходимо уделять им больше внимания, чем детям первой группы.
III группа - Федя, Вова, которые испытывают значительные трудности при выполнении всех предложенных заданий. Эти дети не понимали инструкций, начинали работу, не дослушав их. Совершенно не контролировали свою деятельность, поэтому не справились ни с одним заданием. Данным учащимся необходимо оказывать особое внимание и необходимую помощь.
Таким образом, можно сделать вывод, что для развития творческих способностей учащихся экспериментальной группы необходима система коррекционно-развивающих занятий, которую мы будем осуществлять при работе кружка на основе использования природного материала.
Материалы по педагогике:
Требования к организации
повторения
Чтобы обеспечить прочность знаний и навыков, приобретаемых учащимися в процессе изучения математики, нужно правильно организовать повторение, т. е. возвращение к уже пройденному материалу, преследуя две цели, а именно: окончательную доработку программного материала, его, так сказать, отшлифовку, и ...
Анкетирование детей: ранжирование предметов среди учащихся 1 класса
Для определения значимости уроков труда для учащихся проводилось анкетирование в 1-ом классе, обучаемом по традиционной системе без какой-либо программы по трудовому обучению, средней общеобразовательной школы №618 г. Москвы в середине второй учебной четверти. Было опрошено 22 учащихся, каждому из ...
Критерии оценки качества работы преподавателей
Основными принципами при оценке качества работы являются открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к преподавателю. Нормативной основой для оценки качества работы преподавателя являются квалификационные требования к должностям профессорско-препо ...