BriefEducation
Образование: теория и практика » Уровень рецидива как показатель эффективности процесса воспитания осужденных

Уровень рецидива как показатель эффективности процесса воспитания осужденных

Страница 3

Среди неоднократно судимых осужденных выделяется группа лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией. Для этой категории осужденных характерны крайняя степень деградации личности, изменения в психике, носящие, как правило, необратимый характер. Алкоголизм и наркомания прогрессируют незаметно для личности, поэтому многие не видят этих изменений или не хотят их видеть. По этой причине они отказываются от лечения, не выполняют назначения врачей. Для удовлетворения потребности в алкоголе они идут на различные ухищрения, готовы за малейшую долю алкоголя прислуживать авторитетам преступного мира. Особенностями воспитательной работы с осужденными алкоголиками и наркоманами является сочетание педагогического воздействия с лечебно-медицинскими и режимно-профилактическими мерами.

К одному из основных направлений воспитательной работы относят формирование коллектива лиц, лишенных свободы. Коллектив оказывает значительное влияние на психологию, внутренний мир осужденных. К коллективной форме воздействия на рецидивистов следует отнести использование убеждения и воли большинства, коллективного мнения, традиций, развенчание лидеров отрицательной направленности (в актив отряда следует подбирать авторитетных положительно настроенных осужденных, которые по своим качествам могли бы одновременно стать и неофициальными лидерами).

Рецидив преступления – наиболее опасная форма преступной деятельности. Факт рецидива свидетельствует, что крайняя мера воздействия – уголовное наказание – не достигла предупредительной цели. Неоднократное совершение преступлений свидетельствует об упорном нежелании лица вести общественно полезный образ жизни. То обстоятельство, что лицо совершает новое преступление уже при наличии судимости (или даже судимостей), лишь подчеркивает привычный для него общественно опасный характер поведения.

Среди причин, вызывающих рецидивную преступность можно назвать такие: негативная среды, в том числе криминогенная семья, связь с лицами, ведущими антиобщественный образ жизни. То есть обстоятельствами, вызывающими рецидивную преступность являются такие обстоятельства, которые имели место как до первой судимости лица или до применения заменяющих наказание мер, так и продолжающиеся и возобновляющиеся и после отбытия наказания.

В другую группу причин вызывающих рецидивную преступность, можно выделить недостатки деятельности самих правоохранительных органов. Это и несвоевременное реагирование на совершенное преступление, медлительность при возбуждении уголовных дел, и низкая раскрываемость преступлений, и нарушение требование закона о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств совершенного преступления. Кроме того, в законодательстве и судебной практике, равно как и в теории уголовного и исправительно-трудового права, имеет место явная недооценка и занижение значения и роли уголовных наказаний, отличных от лишения свободы. Широкое применение этого вида уголовного наказания (лишения свободы) отнюдь не способствовало успешной борьбе с преступностью вообще и с рецидивной преступностью в частности, а наоборот привело к тому, что почти три четверти рецидива падают на лиц, ранее содержавшихся в исправительно-трудовых колониях.

К третьей группе причин и условий рецидивной преступности следует отнести трудности социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания, и в первую очередь от уже названного лишения свободы. Они возникают в связи с выключением осужденного из условий обычной жизни общества, ослабление или даже полное разрушение социально-полезных связей и формирование взамен антисоциальных связей, «привыкание» к режиму и обстановки в местах лишения свободы, психические нарушения, появляющиеся вследствие длительного заключения в замкнутой и изолированной системе. Кроме того весьма негативно влияет на заключенных распространение и навязывание преступниками друг другу обычаев и традиций преступной среды.

Итак, рецидивная преступность сложнейшая и болезненная социальная проблема. Исправительно-трудовые учреждения постоянно изыскивают пути усовершенствования процесса исправления и перевоспитания осуждённых. Однако надо всегда быть готовыми к тому, что часть осужденных не исправится. Это в первую очередь те, кто злостно нарушает режим, уклоняется от общественно полезного труда. Вполне возможным будет предположение о том, что после освобождения из мест лишения свободы они вновь совершат преступления. Тем более вероятным будет такое предположение в отношении рецидивистов, отбывающих лишение свободы. Некоторые авторы считают необходимым предусмотреть в уголовном законе возможность продлить в судебном порядке срок заключения таким лицам и тем самым предупредить рецидивы преступлений с их стороны. По сути дела та же идея скрывается за предложениями установить уголовную ответственность за дисциплинарные проступки осужденных – за злостное нарушение режима в местах лишения свободы. В какую бы форму ни были облечены подобного рода рекомендации законодателю, суть их одна – фактически предлагается установить уголовную ответственность за общественную опасность личности за антиобщественный образ мыслей и административные проступки осуждённого, что противоречит положениям российского уголовного закона об основаниях уголовной ответственности. Реализация этих предложений привела бы к искусственному увеличению числа лиц, содержащихся в местах лишения свободы. К неоднократно судимым лицам, отбывшим наказание, но, судя по их поведению в местах лишения свободы или вне этих мест, не исправившимся, необходимо применять предусмотренные законом профилактические меры.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Специфика метода «мозговой атаки»
Brainstorming (брейнсторминг, «мозговой штурм», «мозговая атака») – способ решения задач посредством процедуры группового креативного мышления, при котором сначала за короткий промежуток времени придумывается много вариантов решения поставленной задачи (как логичных, так и абсурдных) без каких-либо ...

Культура и быт русского народа в экспозициях школьных музеев
Музей крестьянского быта в школе №37 официально был открыт 21 октября 2003 г. Причиной его создания послужила программа М.Ю. Новицкой «Родная земля», опубликованная в сборнике курсов для учителей образовательных учреждений. После прочтения этого сборника Романцова Надежда Ивановна (будущий руководи ...

Тематические уроки на базе школьного музея
Каждый музей ищет свои формы работы с посетителем, ориентируясь на особенности своей аудитории. В школьных музеях, учитывая большое значение в нравственном воспитании учащихся, проводятся уроки мужества, вечера и встречи с ветеранами ВОВ, тружениками тыла и т.д. Они проводятся ежегодно, как правило ...

Разделы

© 2018 Copyright www.briefeducation.ru