BriefEducation
Образование: теория и практика » Уровень рецидива как показатель эффективности процесса воспитания осужденных

Уровень рецидива как показатель эффективности процесса воспитания осужденных

Страница 2

Многочисленные исследования показывают, что образование является существенной характеристикой личности вообще и осужденного в особенности. Образовательный уровень неоднократно судимых и особо опасных рецидивистов очень низок. Всего лишь 0,9% осужденных на строгом режиме и 0,7% на особом режиме имеют высшее образование. Основная категория осужденных имеет неполное среднее и начальное образование. Низкий образовательный уровень неоднократно судимых препятствует исправлению их личности.

Труд является важнейшим фактором социального формирования личности. Обращает на себя внимание довольно высокий процент неоднократно судимых, не имевших определенных занятий до ареста.

Для рецидивистов характерны недовольство, озлобленность. Эти качества проявляются у них в преступной деятельности. Так, например, 16,3 % особо опасных рецидивистов проявили особую жестокость пи совершении преступления. Среди остальных преступников этот показатель в полтора раза меньше – 11,1%. У рецидивистов значительно слабее развита самокритичность, многие из них не признают себя виновными. Так, во время рассмотрения дела в суде 18,9% из них заявили, что не совершали преступного деяния. Полностью признали себя виновными лишь 37,1% особо опасных рецидивистов.

Обращает на себя внимание, что около 12% рецидивистов проявляют безразличие к совершенному преступлению. Причины безразличия разные. В одних случаях это связано с бесперспективностью вследствие длительных сроков наказания, в других – с распадом семьи или тяжелыми заболеваниями. В отдельных случаях причиной безразличия может быть душевный перелом, который происходит с осужденным. Этот момент воспитателю надо использовать в целях исправления осужденного.

Важное значение для выбора средств, методов и форм воспитательного воздействия на рецидивиста имеет их отношение к труду во время отбывания наказания в местах лишения свободы. Следует заметить, что отношение рецидивистов к труду характеризуется худшими показателями по сравнению с впервые осужденными.

Одним из основных показателей, позволяющих оценить степень исправления осужденных, является их поведение в период отбывания наказания. По этому показателю дисциплинированных рецидивистов на строгом режиме – 34,4 %, на особом – 27,9 %.

Трудности в воспитательной работе с рассматриваемой категорией осужденных усугубляются еще и тем, что они пассивны в общественной жизни и не принимают активного участия в деятельности самодеятельных организаций. Так, на строгом режиме число осужденных мужчин, участвующих в деятельности самодеятельных организаций, достигает всего лишь 7,1%. На других видах режима этот показатель значительно выше: в колониях общего режима процент осужденных, активно участвующих в работе самодеятельных организаций, достигает 18,2 %.

Это еще раз подтверждает тот факт, что рецидивисты в педагогическом отношении более запущены, чем осужденные других категорий, и с ними необходима кропотливая, систематическая работа, направленная на исправление их личности.

Степень общественной опасности, педагогическая запущенность, длительность сроков наказания, продолжительный отрыв от социальных связей на свободе устойчивость антиобщественных взглядов, установок, убеждений осужденных, отбывающих наказание на строгом и особом режимах, обязывают администрацию исправительного учреждения уделять постоянное и пристальное внимание организации воспитательной работы среди этой категории преступников.

Воспитательная работа в строится с учетом педагогической, социальной и криминальной запущенности осужденных рецидивистов. При ее организации и осуществлении необходимо в первую очередь разоблачать антиобщественную опасность их поступков, преступлений. Многие из осужденных отбывают наказание за совершение одних и тех же по характеру преступлений. В связи с этим, организуя воспитательную работу, необходимо выявлять таких лиц с тем, чтобы сосредоточить усилия прежде всего на искоренении у них антиобщественных взглядов, привычек, свойств и качеств личности, лежащих в основе их однородных преступлений.

Известно, что основными мотивами преступлений лиц, неоднократно судимых за кражи являются корысть, выгода, стремление к паразитическому образу жизни, удовлетворение низменных потребностей. Для большинства осужденных этой категории характерны отсутствие чувства ответственности, эгоизм, жестокость. Поэтому при организации воспитательной работы основное внимание обращается на воспитание у осужденных уважения к общественно полезному труду, к результатам этого труда, людям труда, а также на воспитание дисциплинированности и ответственности.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Предвузовское среднее образование. Лицей
Законодательная база лицеев определяется законом об ориентации 1989 г., а с 2000 г. – Образовательным Кодексом. Ориентационный закон 1989 г. поставил перед лицеем задачу довести всех учеников до получения как минимум сертификатов CAP или BEP, а 80 % учащихся – до уровня бакалавра. Обучение в старше ...

Административное устройство учебных заведений
Существует во Франции 3 основные модели административного устройства учебных заведений: модель школы, модель среднего учебного заведения и модель университета. Организация управления в частных учебных заведениях, а также высших учебных заведениях неуниверситетского сектора не сводится к определенно ...

Психолого-педагогические проблемы подготовки школьников к ЕГЭ
Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные проблемы. Ниже приведены их краткие характеристики. Когнитивные трудности Это трудности, связанные с особенностями переработки информации, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Хотя в ...

Разделы

© 2018 Copyright www.briefeducation.ru