BriefEducation
Образование: теория и практика » Восприятие пейзажа дошкольниками » Методика ознакомления детей дошкольного возраста с пейзажной живописью

Методика ознакомления детей дошкольного возраста с пейзажной живописью

Страница 2

Процесс познания дошкольником искусства нельзя строить на обучении его восприятию содержания картины или ее выразительных средств, умению видеть, что изображено в произведении, понимать, о чем картина.

При ознакомлении детей с живописью изменяется и метод формирования личностного отношения детей к живописи. Вместо рассказа-образца личностного отношения педагога к понравившейся картине используются расчлененные вопросы. Длительное применение рассказа-образца педагога по картине может привести к пассивному восприятию произведения. Поэтому на втором этапе используют приемы, активизирующие мыслительную активность ребенка (конкретные вопросы).

Использовать различные рода эмоциональные установки: «Что тебе вспоминается, когда ты смотришь на эту картину? О чем думается, что представляется?» и т.д.

Лишь на основе последовательного применения конкретных вопросов и эмоциональных установок можно подвести детей к пониманию сложного обобщающего вопроса «Почему понравилась картина?»

Так ребенок учится, развернуто высказывать эмоционально-личностное отношение к понравившемуся произведению.

Третий этап

По мере приобретения детьми эстетического опыта рассматривания картин воспитатель вводит новые методические приемы, с помощью которых формируется творческое восприятие детьми произведений живописи.

Прием сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно, с усложнениями. Вначале детям дают для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но отражающие контрастное настроение. Например, картины «Сыновья» - П.П. Оссовского, «Ярмарка» - А.А. Пластов, а затем картины одного художника, но разного колористического решения: «Золотая осень» и «Март» И.И. Левитана.

Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак. Сравнение репродукций картин одной тематики между собой и с реальными явлениями действительности, установления в них сходства и различий способствуют проявлению у детей сильных эмоциональных чувств, что очень важно для творческого восприятия дошкольниками произведений искусства.

Используется прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником. Как бы ставит ребенка в позицию «сотворчества» с художником.

Красота родной природы, красочность изображений вызывают у детей эстетические эмоции и ассоциации. Если ребенок в процессе восприятия живописи опирается на свой жизненный опыт, это один из показателей высокого уровня понимания им произведений искусства и адекватного отношения к нему. Эмоциональность личностных оценок, наличие в них образных сравнений и эпитетов говорят о благоприятном влиянии искусства на интеллектуальное развитие ребенка, его монологической речи и эмоциональной сферы.

Поэтому очень важно при ознакомлении дошкольников с живописью на всех этапах педагогического процесса создавать условия для активного творческого восприятия детьми произведения, побуждать их к постановке вопросов о просмотренном произведении.

Живопись раскрывает перед ребенком красоту окружающей природы и красоту человека, приобщает его к нравственно-эстетическим идеалам общества.

Художниками могут стать не многие, но уметь воспринимать искусство, разбираться в нем, любить его может и должен каждый человек. Каждый растущий человек независимо от будущей специальности должен искусство воспринять, сделать своим. А помогать в этом должны взрослые.

Восприятие искусства – это напряженная работа чувства и мысли, особый интеллектуально-эмоциональный труд души. По линиям, цветом пятнам предстоит ребенку создавать художественную картину мира, проделать как бы встречный путь к авторскому замыслу. Этот особый труд души человека будет желанным в том случае, если он будет к нему подготовлен, а такую подготовку, возможно, начинать с детства.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Воспитание гуманных чувств у дошкольников
Создание условий для формирования у детей – дошкольников гуманного отношения к окружающим В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложня ...

Общие представления о соломке и способах ее обработки
В декоративно – прикладном творчестве соломка пшеницы, ржи, овса и других зерновых культур – один из любимых материалов, используемых многими народами мира. В каждом изделии, какую бы оно страну ни представляло, отражаются не только особенности национальной культуры, но и свойства самого материала, ...

Методы оценки физических качеств
Развитие физических качеств оценивается по динамике показателей силы, выносливости, гибкости, ловкости, быстроты. Для определения параметров физических качеств были использованы стандартные нормативы на уроке физической культуры. Для этого использовались: беговая дорожка, прыжковая яма с песком, те ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru