BriefEducation
Образование: теория и практика » Реабилитационно-педагогическая среда образовательного учреждения и ее характеристики » Основные характеристики образовательной среды, обеспечивающие ее реабилитационные свойства

Основные характеристики образовательной среды, обеспечивающие ее реабилитационные свойства

Страница 2

Соединение педагогического и эстетического потенциалов школьной среды задано самой ее культур ной сущностью. Именно духовно-эстетическая атмосфера определяет характер и значение эстетической обстановки в целом, это основная доминанта в эстетической педагогической среде школы. Если в ориентациях педагогов и учеников существует общая духовная направленность эстетических интересов, потребностей, установок эстетического сознания, творчества, эстетического отношения к миру, природе, человеку, культуре, то можно утверждать, что и в классе, и на уроке имеется духовно-эстетическая среда, атмосфера культурных ориентаций. При этом предметно-материальный фон жизни школы, класса, кружка, во многом определяющий условия работы, может быть скромным, вторичным по значению.

Нейтральное, а порой и негативное, отношение к преподаванию "не базовых" предметов, не входящих в федеральный компонент искусств, создает "атмосферу" школы, лишенную необходимой эмоционально эстетической окрашенности и для учеников и для учителей. Атмосферу школы нельзя назвать истинно культурной, эстетической, даже если отлакированы полы и висят новые занавески, в этом случае среда всего лишь "эстетичная".

Истинная эстетическая среда в школе создает условия, когда возникает эмпатическое соучастие, общность переживаний, подчеркивает АП. Печко, что способствует диалогизации образовательной среды. Эстетическая атмосфера в школе, на уроке, в классе в собственном смысле всегда включает способы культурного общения учителя с учениками по поводу искусства и его личностного освоения. Эстетическая атмосфера на уроке рождается из эмоционально-мажорного настроя, сотворческого преобразования, воображаемых и создаваемых диалогов. Эстетическая атмосфера стимулирует эстетическое самовыражение, раскрепощает внутреннюю энергию творчества, рождает радостное ощущение полета и возвышения.

Вместе с тем, эстетическая среда школы полноценно функционирует не тогда, когда лишь охватывает всех школьников, распределяя их по формам внеучебной деятельности, замкнутым в себе, в локальных пространственно-временных ячейках. Она оказывает неоценимое могучее влияние на эстетическое сознание ‘ каждого ученика именно тогда, когда замкнутые локальные "единицы" школьной среды "размыкаются" взаимодействуют, проецируясь на динамику школьной жизни, на реальные личности учителей и учеников.

Возникновение межвозрастных линий в эстетическом поле содействует при этих условиях развитию взаимовлияний в области эмоциональных реакций, эстетических вкусов отношений, предпочтений, эстетического сознания в целом. При этом решающее влияние в атмосфере эстетического общения, обмена ориентациями, ценностями в сфере художественно-эстетической культуры сохраняется за учителем.

В гуманистической парадигме процесс овладения знаниями осуществляется в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, что способствует его "одушевлению" (Е.В. Бондаревская). Введение в педагогическую среду урока (в связи с изучением определенного раздела программы) любых новых эстетических и художественных элементов, обладающих особенностями форм, цвета, ритмов, симметрии и асимметрии, величин и объемов, а также раз личных способов их освоения, активного познания, превращает занятие в эстетически развивающую одушевленную среду.

Присущая любому эстетическому феномену праздничность, заразительность создает образное впечатление, переживание личностной значительности места и времени встречи с этим явлением или персонажем, обогащает ученика "пиковыми предельными" эмоциями, яркими волнениями (А. Маслоу).

Качества культурно-эстетической среды, атмосферы духовного общения личностей раскрыты М.М. Бахтиным в его концепции эстетико-гуманитарной культуры и науки. Этот подход становится основой современного определения сути связей эстетической среды школы, урока и класса. Бахтин обращает особое внимание на различия "интеллектуального познания" как монологического и "понимающего" как диалогического. Особый характер носит познание субъектом другого субъекта - "встреча двух сознаний", их взаимопроникновение и волнующий диалог.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Характеристика динамики физиологических качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий плаванием
Мною был проведен педагогический эксперимент с участием 20 мальчиков и девочек в возрасте 6 лет. Различными методами исследования были измерены и обработаны показатели, влияющие на физиологические функции детей. В начале и конце исследования были измерены антропометрические данные. Эти данные предс ...

Описание ситуации или как происходило обучение
Исходя из логики МППА начало работы связано с определением инициатора темы: мы (разработчики программы) или студенты. Так как последний вариант временно затратный в большей мере, то тему проекта «Организация самостоятельной работы студентов в ВУЗе» определили руководители специализацией. Поэтому пр ...

Подходы к развитию педагогического артистизма у будущего учителя английского языка
Педагогический артистизм может начинать развиваться уже в период обучения будущих учителей английского языка в педагогических колледжах или ВУЗах. Для этого в учебный план, например, ВУЗов вводятся специальные учебные дисциплины. Одна из них - театральная педагогика. Изучение этой дисциплины играет ...

Разделы

© 2020 Copyright www.briefeducation.ru