BriefEducation
Образование: теория и практика » Реабилитационно-педагогическая среда образовательного учреждения и ее характеристики » Основные характеристики образовательной среды, обеспечивающие ее реабилитационные свойства

Основные характеристики образовательной среды, обеспечивающие ее реабилитационные свойства

Страница 3

Бахтин наблюдает над тонким взаимодействием своего и чужого слова в процессе общения. Понимание происходит как превращение чужого в "свое - чужое".

С пониманием атмосферы как воздуха, "коим мы дышим" ориентацией на общие реакции участников, ВИ. Даль особенно выделял положительный эстетический настрой, атмосферу духовного и культурного обмена, что отражает суть эстетического взаимодействия, эстетики реальности, от многогранности эстетически выразительных явлений.

Именно живое человеческое чувство заставляет пульсировать эстетическое сознание ученика и взрослого, излучая в окружающую атмосферу общения ценностный ореол и образные цепи культурной, художественной информации, которые всеми воспринимаются, "вдыхаются", порождая эстетическую радость, чувство и потребность культурного соучастия, творчества, ибо природа эстетического сознания диалогична.

Условная типология образов эстетической среды в школах включает авторитарный, рекламно-показной, мажорный, нейтральный, банальный типы. Из них именно мажорный тип эстетической среды образовательного учреждения задает оптимистическое звучание образовательной среды, обеспечивая важное условие осуществления реабилитационно-педагогического процесса. В основе создания того или иного типа образовательной среды лежат ценностно-смысловые доминанты восприятия мира и человека. Эти доминанты отражаются в философских и психолого-педагогических концепциях, которые могут быть сформулированы (отрефлексированы), либо присутствовать лишь в сознании педагогов.

Принцип любви в воспитании предполагает образование сильнейшей духовной связи педагога и воспитанника, бережное отношение к ребенку как к хруп кому существу, его тонкой душевной организации, его индивидуальности. Понимание в гуманистической парадигме воспитания и обучения как совместного с ребенком бытия (Ш.А. Амонашвили, И.В. Волков и др.) в 90-х гг.20 века определяет целое направление, развивающее бытийную педагогику (Л.М. Лузина, Б.З. Вульфов, Л.К. Рахлевская и др.), опирающуюся на современный антропологический подход в воспитании.

Создавая альтернативу педагогике мероприятий оно трансформировало и представление об образовательной среде. Совместное духовное бытийное пространство, пробуждающее в подростке ценностное отношение к миру и самому себе (А.Г. Петрынин, - АВ. Шувалов и др.), восстанавливает его способность к саморегуляция не только на психофизиологическом уровне, к внешнему воплощению внутренней силы, необходимой для нравственного выбора ребенка.

Именно способность к свободному выбору при реализации особенного жизненного предназначения, к самостоятельному выстраиванию своей судьбы (с учетом и преодолением биологической и социальной заданности), отношений с миром - именно эта способность интегрирует человека как целое, обеспечивая гармоничность его существования (ОС. Газман, В.Г. Воронцова, В.Я. Ясвин и др.). Важно признание наличия субъективного мира, реальности автономного духовного бытия человека, его экзистенциальной сущности, реализующейся в свободном выборе, осознанном духовном самостроительстве, так как свобода (по Н. Бердяеву) есть определение человека изнутри, из духа.

Диалогизации педагогического процесса опирается на субъект-субъектную основу, сотрудничество, сотворчество субъектов образования как единства воспитания и обучения, в которых доминирует равноценный обмен личностным смыслами и опытом. Отношение к человеку как субъекту выбора в его духовном самостроительстве (самообразовании), творческом самовоплощении, в конструировании автономного внутреннего мира "субъективной реальности", по В.И. Слободчикову), в развитии способности к жизненному самоопределению (экзистенциальному выбору) делает важным качеством образовательной среды ее экзистенциально-антропологическую направленность. Таким образом, выделяется третья характеристика реабилитационной образовательной среды - ее духовная устремленность.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Разработка уроков по теме: «Художественная обработка соломки»
Работа основана на ручной манипулятивной деятельности. Как известно, ручной труд оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и других психических функций ребенка в целом. На начальном плане ребенок выполняет коллективную работу подетальным способом, подражая педагогу. Это наиболее ...

Определение слова, его значение и признаки слова
В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. Слово является основной единицей языка. Было предложено несколько сотен определений этой единицы, мы рассмотрим только некоторые из них. Д.Н. Шмелев считает, что слово - это такая единица язы ...

Домашнее задание по методу круговой тренировки
круговой тренировка упражнение домашний задание Использование метода круговой тренировки при выполнении домашнего задания приемлемо для детей достигших 10-ти летнего возраста, т.е. учащиеся 5-6-х классов. При отставании в развитии того или иного ученика целесообразно разработать индивидуальный комп ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru