BriefEducation
Образование: теория и практика » Реабилитационно-педагогическая среда образовательного учреждения и ее характеристики » Основные характеристики образовательной среды, обеспечивающие ее реабилитационные свойства

Основные характеристики образовательной среды, обеспечивающие ее реабилитационные свойства

Страница 3

Бахтин наблюдает над тонким взаимодействием своего и чужого слова в процессе общения. Понимание происходит как превращение чужого в "свое - чужое".

С пониманием атмосферы как воздуха, "коим мы дышим" ориентацией на общие реакции участников, ВИ. Даль особенно выделял положительный эстетический настрой, атмосферу духовного и культурного обмена, что отражает суть эстетического взаимодействия, эстетики реальности, от многогранности эстетически выразительных явлений.

Именно живое человеческое чувство заставляет пульсировать эстетическое сознание ученика и взрослого, излучая в окружающую атмосферу общения ценностный ореол и образные цепи культурной, художественной информации, которые всеми воспринимаются, "вдыхаются", порождая эстетическую радость, чувство и потребность культурного соучастия, творчества, ибо природа эстетического сознания диалогична.

Условная типология образов эстетической среды в школах включает авторитарный, рекламно-показной, мажорный, нейтральный, банальный типы. Из них именно мажорный тип эстетической среды образовательного учреждения задает оптимистическое звучание образовательной среды, обеспечивая важное условие осуществления реабилитационно-педагогического процесса. В основе создания того или иного типа образовательной среды лежат ценностно-смысловые доминанты восприятия мира и человека. Эти доминанты отражаются в философских и психолого-педагогических концепциях, которые могут быть сформулированы (отрефлексированы), либо присутствовать лишь в сознании педагогов.

Принцип любви в воспитании предполагает образование сильнейшей духовной связи педагога и воспитанника, бережное отношение к ребенку как к хруп кому существу, его тонкой душевной организации, его индивидуальности. Понимание в гуманистической парадигме воспитания и обучения как совместного с ребенком бытия (Ш.А. Амонашвили, И.В. Волков и др.) в 90-х гг.20 века определяет целое направление, развивающее бытийную педагогику (Л.М. Лузина, Б.З. Вульфов, Л.К. Рахлевская и др.), опирающуюся на современный антропологический подход в воспитании.

Создавая альтернативу педагогике мероприятий оно трансформировало и представление об образовательной среде. Совместное духовное бытийное пространство, пробуждающее в подростке ценностное отношение к миру и самому себе (А.Г. Петрынин, - АВ. Шувалов и др.), восстанавливает его способность к саморегуляция не только на психофизиологическом уровне, к внешнему воплощению внутренней силы, необходимой для нравственного выбора ребенка.

Именно способность к свободному выбору при реализации особенного жизненного предназначения, к самостоятельному выстраиванию своей судьбы (с учетом и преодолением биологической и социальной заданности), отношений с миром - именно эта способность интегрирует человека как целое, обеспечивая гармоничность его существования (ОС. Газман, В.Г. Воронцова, В.Я. Ясвин и др.). Важно признание наличия субъективного мира, реальности автономного духовного бытия человека, его экзистенциальной сущности, реализующейся в свободном выборе, осознанном духовном самостроительстве, так как свобода (по Н. Бердяеву) есть определение человека изнутри, из духа.

Диалогизации педагогического процесса опирается на субъект-субъектную основу, сотрудничество, сотворчество субъектов образования как единства воспитания и обучения, в которых доминирует равноценный обмен личностным смыслами и опытом. Отношение к человеку как субъекту выбора в его духовном самостроительстве (самообразовании), творческом самовоплощении, в конструировании автономного внутреннего мира "субъективной реальности", по В.И. Слободчикову), в развитии способности к жизненному самоопределению (экзистенциальному выбору) делает важным качеством образовательной среды ее экзистенциально-антропологическую направленность. Таким образом, выделяется третья характеристика реабилитационной образовательной среды - ее духовная устремленность.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Практическая работа по использованию активных методов обучения в подготовке специалистов дошкольного образования
Ориентируясь на результаты констатирующего этапа эксперимента, мы провели формирующий этап эксперимента. На формирующем этапе экспериментальной работы мы решали следующую задачу: - разработать и апробировать систему активных методов обучения, которые бы повысили уровень проявления активности студен ...

Мастерские и кружки по интересам
Опираясь на идею воспитания русского национального духовного характера, понимая её актуальность, школа на первое место ставит задачу сбережения духовного, физического здоровья детей – будущего нации. В схеме воспитания национального духовного характера особое место занимает дополнительное образован ...

Детский музей как фактор формирования исторического мышления
Процессы, происходящие ныне в нашем обществе, сложны и неоднозначны. С одной стороны, это демократизация политической и общественной жизни, освободившая музеи от давления идеологии и прямого вмешательства органов управления в музейную практику. С другой стороны, рыночная экономика, диктующая свои з ...

Разделы

© 2022 Copyright www.briefeducation.ru