BriefEducation
Образование: теория и практика » Реабилитационно-педагогическая среда образовательного учреждения и ее характеристики » Основные характеристики образовательной среды, обеспечивающие ее реабилитационные свойства

Основные характеристики образовательной среды, обеспечивающие ее реабилитационные свойства

Страница 1

Основные характеристики образовательной среды, обеспечивающие ее реабилитационные свойства, таким образом, можно первоначально представить свойством диалогичности.

Диалогичность - качество среды, характеризующееся взаимодействием всех субъектов образовательного процесса. Школа, являющаяся субъектом культуры, представляет возможности развития ребенка в многомерном диалогическом пространстве. При таком подходе речь идет о диалогическом взаимодействии ребенка и образовательной среды. В свою очередь, от активности и возможностей учащегося зависит то, как он воспримет возможности среды, и в какой степени сможет оказать на нее влияние.

Диалогическая образовательная среда открыта для изменений под влиянием запроса личности и общества на образование, а взаимодействие предполагает адекватность возможностей среды и личности. Так, возможности среды должны быть избыточными, только при этом условии возможен социо-психологический резонанс педагогической среды и личности учащегося и педагога.

Сложное взаимодействие, характер указанных процессов и явлений создают неповторимую коммуникативную среду отдельной школы как сплав универсального, типологического и индивидуально-универсального опыта.

Само диалогическое взаимодействие всех участников образовательного процесса способствует дальнейшему продвижению образовательной среды от моносубъектности к полисубъектности. В силу этого диалогичность является важным качеством образовательной среды для обеспечения ее действенности в реабилитационном аспекте.

Особенности само - и соорганизации школьного сообщества, складывающиеся на основе свободно саморазвивающихся взаимоотношений, создают особый нравственно-психологический, определенный стиль жизни школьного сообщества (детей педагогов, родителей) как "духовно-синергетического окружения" (И.В. Крупина) становящегося человека, характеризующийся высокой оптимистичностью. Особенно способствует этому активизация эстетического компонента школьной жизни во всех ее проявлениях, насыщенность эстетически выразительными элементами как материальной, так и не материальной составляющих образовательной среды. Это создает реальный культурный контекст саморазвития и взаимодействия детей и взрослых, педагогические процессы имеют культурное измерение, а школа функционирует как некая культурная среда (Н.Б. Крылова).

Большое значение для формирования реабилитационных характеристик образовательной среды имеет ее эстетическое наполнение, взаимосвязанное с диалогическими свойствами.

Художественно-эстетическая среда школы (Л.П. Печко) определяется как пространственно - временное содержательно-культурное поле, педагогически функционирующее, которое обладает определенным внешним, предметно-материальным и конструкционным обликом, имеющим эстетические характеристики, включая архитектурно - эстетическую организацию жизненного пространства школьников (архитектура школьного здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений и др.).

Особое значение все же для создания художественно - эстетической среды образовательного учреждения представляет эстетическая атмосфера, создаваемая активностью педагогов и учащихся, где сосуществуют различные эстетические и художественные формы взаимодействия коллективных, групповых и индивидуальных проявлений эстетического сознания личности.

Выступая как специфическая разновидность культурной среды, как идеальная, воображаемая модель, эстетико-педагогическая среда в школе являет собой синтез-образ неповторимого по характеру, уникально го окружения и атмосферы, культурно и эстетически развивающей личность ученика, обстановки на каждом уроке и в различных формах воспитательной и образовательной деятельности. Характеристики эстетических художественных объектов контекстов педагогического процесса, а также персональные личностно-индивидуальные свойства его субъектов определяют атмосферу школы.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Анализ использования активных методов обучения в подготовке специалистов дошкольного образовании в педагогическом колледже
В процессе прохождения государственной практики в ГОУСПО "Алексеевском педагогическом колледже" нами была проведена опытно-экспериментальная работа. Экспериментальное исследование включало три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Опытно-экспериментальная работа проводилась с э ...

Анализ притчи для детей «Что можно сделать добротой и лаской»
Есть одна притча, как заспорили между собой Солнце и Ветер о том, кто из них сильнее. Спор спором, а все же решили они помериться силами на деле. В это самое время по большой дороге ехал верхом одинокий путник. Сердитый северный Ветер стал хвалиться: «Вот налечу я на него и мигом сорву дорожный пла ...

Контрольные нормативы по технической подготовке
Контрольные нормативы дают возможность получать количественные показатели, по которым можно судить о степени владения навыками приемов игры. Приводим перечень нормативов по основным приемам. 1. Точность второй передачи. 2. Точность передачи мяча через сетку в прыжке. 3. Передачи сверху у стены, сто ...

Разделы

© 2020 Copyright www.briefeducation.ru