Чтобы продуктивно решать задачи эстетического воспитания, формировать духовно-нравственную личность необходимо создавать единое пространство образовательной среды. На сегодняшний момент существует опасная тенденция в деятельности некоторых руководителей регионов России по привлечению родительских средств как основного источника финансирования основных статей расходов детских школ искусств. Желание некоторых руководителей регионов превратить детскую школу искусств в предприятие по оказанию платных образовательных услуг противоречит государственной политике в области дополнительного образования детей. Достаточно вспомнить, что функционирование образовательных учреждений дополнительного образования детей общеобразовательной системы Министерства Российской Федерации (а это свыше 8 тысяч образовательных учреждений) осуществляется на бесплатной для родителей обучающихся основе. Министерство культуры Российской Федерации считает, что сохранение и развитие системы детского художественного образования возможно только при устойчивом бюджетном финансировании, обеспечивающим реализацию действующих учебных планов детской школы искусств в полном объеме.
В концепции развития российского образования на период до 2010 года среди тех мер, которые планируются провести для достижения нового современного качества общего образования отмечается, что необходимо более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности». Там же дается высокая оценка роли художественного образования: опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, следует сохранить лучшие традиции отечественного естественно-математического, гуманитарного и художественного образования.
В концепции художественного образования в Российской Федерации (приложение к приказу Министерства культуры РФ от 21.12.2001 № 1403) отмечается, что целями художественного образования на современном этапе являются:
- обеспечение реализации Национальной доктрины образования в Российской Федерации;
- повышение общего уровня значимости культуры и искусства в общем образовании;
- сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений художественного образования в области культуры и искусства.
- приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
- реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития эстетических принципов и идеалов личности и общества;
- формирование культуры межнационального общения через изучение художественных традиций народов России;
- использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков и других групп населения посредством внедрения современных методик арт-терапии;
- привлечение ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения;
- выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.
Осуществление вышеперечисленных целей и задач связано с необходимостью решения современных проблем в области культуры, которые, в свою очередь, переживаемые российским обществом трудности в экономике и социальной сфере.
К этим специфическим проблемам относятся:
- недооценка в социальной практике роли эстетического сознания, художественной культуры как влиятельных факторов динамического развития общества;
- культурный нигилизм значительной части молодежи, когда ценности высокого искусства и их эталонная роль в культуре подвергаются сомнению или даже отрицаются;
- усиление разрыва между массовой школой и высокой культурой, которая приобретает все более элитарный характер;
- второстепенная роль, которая отводится предметам художественно-эстетического цикла в общем образование на всех его ступенях;
Материалы по педагогике:
Наблюдения за явлениями природы зимой в старшей группе
Наблюдение - один из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида: · За изменением и преобразованием объектов; · Репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объек ...
Общие представления о соломке и способах ее обработки
В декоративно – прикладном творчестве соломка пшеницы, ржи, овса и других зерновых культур – один из любимых материалов, используемых многими народами мира. В каждом изделии, какую бы оно страну ни представляло, отражаются не только особенности национальной культуры, но и свойства самого материала, ...
Сущность профессионального
становления личности
Процессы профессионального становления являются предметом постоянного интереса ученых и практиков в связи с их высокой социальной значимостью. Термин "становление" является, пожалуй, одним из самых часто употребляемых как в философии, психологии, так и в педагогике, однако его семантическ ...