Назначение современных учреждений культуры состоит в активном приобщении человека к культуре на основе творческой, познавательной, просветительной деятельности. В рамках учреждений культуры создаются условия для снятия определённого психологического напряжения, раскрываются интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательно-развивающие качества личности, раскрепощается инициатива.
Учреждения культуры выполняют важные социальные функции. Большинство учёных трактуют эти функции следующим образом: аккумулирование новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений; накопление, хранение и трансляция знаний, норм, ценностей и значений; воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности; коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство; социализирующая функция, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами, социализацию общества; функция рекреационной культуры, действующая в отведённой для неё сфере.
Социальные функции, обладающие большим общественным значением, представляют собой целевые функции. Через них конкретизируется высшее предназначение учреждения культуры. Осуществление именно этих функций в большей степени способствует становлению учреждения культуры как важного общественного центра.
Практическая деятельность учреждений культуры строится по направлениям их собственной деятельности, поэтому можно выделить функции: направления и средств. Осуществляя эти функции, учреждение культуры выполняет своё общественное предназначение.
Функции, непосредственно соотносимые с основными группами функциональных потребностей личности можно правомерно назвать «функциями-условиями», так как их осуществление является непременным условием участия населения в процессе создания духовных ценностей. В определённом смысле – это первичные функции, так как само учреждение культуры возникает для удовлетворения потребностей людей в определённых занятиях и для целенаправленного руководства насыщением и развитием таких потребностей.
Выполняя ту или иную функцию, учреждение культуры, во-первых, выступает как пространственно-организационная база информационно-просветительной, художественно-публицистической, и культурно-развлекательной деятельности. Во-вторых, организует и проводит воспитательно-просветительные акции. В содержательном отношении именно эта отрасль деятельности учреждений культуры наиболее многопланова и содержательно насыщена. Эта же часть деятельности охватывает самую массовую аудиторию, на которой «замыкается» деятельность не только учреждений культуры, но и всех организаций, заинтересованных в развитии социально-культурной сферы территории.
По основным направлениям и содержанию деятельности учреждений культуры для детей можно выделить следующие функции:
а) информационно-просветительная. Эта функция обусловлена потребностью современного человека в непрерывном образовании, совершенствовании;
б) функция отдыха и развлечения. Содержание этой функции очень разнообразно, каждое учреждение культуры имеет свою специфику реализации этой функции;
в) функция включения личности в творчество. Творчество является активной деятельностью, направленной на преобразование социального и природного мира, а также и самого человека;
г) коммуникативная функция проявляется по-разному: развитие межличностных и межпоколенческих коммуникаций.
Особое место в работе учреждений культуры занимает рекреационная функция. Она способна снять утомление, восстановить утраченные силы. Здесь решается главная задача – психологическая разрядка и отдых. Следующая функция тесно переплетается с предыдущей – гедонистическая (наслаждение, удовольствие). Если занятия будут полезны, но не будут приятны, они потеряют значительную долю привлекательности для посетителей, а вместе с этим и долю самой полезности.
Содержательный аспект функций учреждений культуры реализуется в зависимости от реального состояния конкретного учреждения, от полноты и согласованности осуществления им взаимодействия с окружающей средой.
Материалы по педагогике:
Химические свойства белков
1) Гидролиз – полный распад белковой молекулы на отдельные аминокислоты (происходит под действием ферментов – биологических катализаторов). 2) Горение
. Белки горят с образованием азота, углекислого газа и воды, а также некоторых продуктов неполного распада. Горение сопровождается характерным запах ...
Непрерывное образование
Сектор непрерывного образования начал бурно развиваться во Франции в 1960–1970-е гг. Базовыми нормативными актами, определившими статус и организацию непрерывного образования, стали закон Фора 1968 г., закон Делора 1971 г., закон Савари 1984 г., закон от 20 июля 1992 г., декреты от 23 августа 1985 ...
Педагогические идеи Платона
Древнегреческий философ-идеалист, идеолог рабовладельческой аристократии, Платон родился в знатной аристократической семье и получил блестящее для того времени образование. Автор многочисленных сочинений, Платон во многих из них говорил о воспитании. Свою систему взглядов на организацию воспитания ...