Центральным и основополагающим компонентом учебной работы по физическому воспитанию является урок физической культуры. Посещая урок, руководителю целесообразно проанализировать следующие его компоненты:
организацию урока;
физическую нагрузку учащегося;
общую и моторную плотность урока;
обучение двигательному действию;
домашнее задание.
Руководитель учебного заведения, давая разносторонний и объективный анализ урока, прежде всего оценивает то, как организован урок. Быстрое построение учащихся, наличие у них требуемой спортивной формы, четкая и доходчивая для школьников форма постановки задач урока, минимальная потеря времени на установку оборудования и высокая общая плотность занятий, организованный переход от одной части урока к последующей, хорошая дисциплина и сознательное выполнение учащимися учебных заданий — наиболее важные моменты организации урока, на которые в первую очередь следует обратить внимание.
Другой важный компонент урока — физическая нагрузка. Без соответствующей нагрузки, обязательного учета физических возможностей учащихся нельзя обеспечить эффективность физического воспитания. Учитель должен знать индивидуальные физические возможности каждого учащегося, владеть разнообразными способами и приемами регулирования физической нагрузки на уроке.
Я.С. Вайнбаум предлагает ряд параметров, которые следует выполнять при дозировании нагрузок на уроках физической культуры (см. табл. 1.1).
Таблица 1.1 Должное нормирование нагрузок на уроке физкультуры
Структура нагрузок |
Упражнения |
Норма нагрузок |
Метод выполнения | |||||
Направленность |
Группы мышц |
Интенсивность |
Объем | |||||
Развивающий |
Поддерживающий | |||||||
Кол-во серий |
Время, мин. |
Кол-во серий |
Время, мин. | |||||
Сила |
Плечевой пояс и руки |
Упражнения основной и снарядной гимнастики, акробатики |
70–75% от максимальной, интервал между сериями 40–90 сек. |
3 |
4–5 |
2 |
2–3 |
Повторно-серийный |
Ноги, брюшной пресс, спина |
«-» «-» «-» |
3 3 3 |
2 2 2 |
«-» «-» «-» | ||||
Скоростная взрывная сила |
Туловище, плечевой пояс и руки |
Метания, игры, прыжки |
80–100% от максимальной |
3 (по 2–3 повторения) |
6 |
2 |
3 |
Повторно-серийный |
Ноги |
«-» |
«-» | ||||||
Скорость |
Бег, игры |
3 (по 2–3 повторения) |
3 (по 2–3 повторения) |
3 |
1 |
1 |
Повторно-серийный | |
Общая выносливость |
Бег, игры |
150–160 уд./мин. |
15 мин. |
15 мин. |
Непрерывный, равно-мерный и переменный |
Материалы по педагогике:
Игры при изучении нового материала на уроках истории
Изучение нового материала – наиболее важная часть процесса обучения. В это время происходит восприятие и осмысление учебного материала. Изучение нового материала состоит из двух этапов: подготовки к изучению нового материала и собственного из изучения нового материала. Организация изучения нового м ...
Особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки
Впервые серьёзное внимание на существенные отличия микроорганизмов от растений и животных обратил немецкий учёный Э. Геккель. Он предложил выделить все микроорганизмы в самостоятельное царство Протиста (Protista) наряду с царством растений (Plantae) и царством животных (Animalia). Подразделение про ...
Обучение интонации в средней школе
Компоненты интонации французского языка, доступные для усвоения в средней школе, немногочисленны. Учащийся получают сведения об ударении и мелодии в рамках программы. Уже в 4-м классе учащиеся знакомятся с ударением. В 4-5-х классах ударение может быть усвоено имитационно, но на среднем этапе уже о ...