Центральным и основополагающим компонентом учебной работы по физическому воспитанию является урок физической культуры. Посещая урок, руководителю целесообразно проанализировать следующие его компоненты:
организацию урока;
физическую нагрузку учащегося;
общую и моторную плотность урока;
обучение двигательному действию;
домашнее задание.
Руководитель учебного заведения, давая разносторонний и объективный анализ урока, прежде всего оценивает то, как организован урок. Быстрое построение учащихся, наличие у них требуемой спортивной формы, четкая и доходчивая для школьников форма постановки задач урока, минимальная потеря времени на установку оборудования и высокая общая плотность занятий, организованный переход от одной части урока к последующей, хорошая дисциплина и сознательное выполнение учащимися учебных заданий — наиболее важные моменты организации урока, на которые в первую очередь следует обратить внимание.
Другой важный компонент урока — физическая нагрузка. Без соответствующей нагрузки, обязательного учета физических возможностей учащихся нельзя обеспечить эффективность физического воспитания. Учитель должен знать индивидуальные физические возможности каждого учащегося, владеть разнообразными способами и приемами регулирования физической нагрузки на уроке.
Я.С. Вайнбаум предлагает ряд параметров, которые следует выполнять при дозировании нагрузок на уроках физической культуры (см. табл. 1.1).
Таблица 1.1 Должное нормирование нагрузок на уроке физкультуры
Структура нагрузок |
Упражнения |
Норма нагрузок |
Метод выполнения | |||||
Направленность |
Группы мышц |
Интенсивность |
Объем | |||||
Развивающий |
Поддерживающий | |||||||
Кол-во серий |
Время, мин. |
Кол-во серий |
Время, мин. | |||||
Сила |
Плечевой пояс и руки |
Упражнения основной и снарядной гимнастики, акробатики |
70–75% от максимальной, интервал между сериями 40–90 сек. |
3 |
4–5 |
2 |
2–3 |
Повторно-серийный |
Ноги, брюшной пресс, спина |
«-» «-» «-» |
3 3 3 |
2 2 2 |
«-» «-» «-» | ||||
Скоростная взрывная сила |
Туловище, плечевой пояс и руки |
Метания, игры, прыжки |
80–100% от максимальной |
3 (по 2–3 повторения) |
6 |
2 |
3 |
Повторно-серийный |
Ноги |
«-» |
«-» | ||||||
Скорость |
Бег, игры |
3 (по 2–3 повторения) |
3 (по 2–3 повторения) |
3 |
1 |
1 |
Повторно-серийный | |
Общая выносливость |
Бег, игры |
150–160 уд./мин. |
15 мин. |
15 мин. |
Непрерывный, равно-мерный и переменный |
Материалы по педагогике:
Методика обучения решению составных задач на
нахождение неизвестного по двум разностям
Задача на нахождение неизвестного по двум разностям включает три величины, связанные пропорциональной зависимостью, из них две переменные и одна или больше постоянных, причем даны два или более значений одной переменной и разность соответствующих значений другой переменной, а сами значения этой пер ...
Понятие формы обучения
Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в разнообразных формах обучения, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения; количество учащихся, охваченных обучением; особенностями отдельных учебных процессов; местом и временем учебной рабо ...
Развитие волевого поведения детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая
проблема
Рассмотрение развития волевого поведения детей дошкольного возраста как психолого-педагогической проблемы, я считаю целесообразным начать с рассмотрения этапов становления воли начиная с младенческого возраста. В этой связи будет более четко отслежено участие взрослого и педагогов в развитии интере ...